Цветной асфальт: состав, создание, использование

Всё об асфальтировании / Справочник / Цветной асфальт

Общие сведения о цветном асфальте

Цветной асфальт (цветная асфальтобетонная смесь) — искусственный композитный дорожно-строительный материал представляющий собой смесь минерального заполнителя (щебень/гравий, песок, минеральный порошок), органического вяжущего (темного, осветленного или прозрачного) и окрашивающего пигмента.

Используется для асфальтирования верхних слоев автомобильных и/или пешеходных покрытий и применяется в качестве одного из способов организации дорожного движения (наряду с дорожной разметкой, указателями и т. п.), а также в качестве декорирующего материала в ландшафтном строительстве и благоустройстве территорий.

Цветной асфальтобетон — уплотненная и набравшая прочность цветная асфальтобетонная смесь.

От обычной асфальтобетонной смеси, помимо наличия в своем составе красящего пигмента, цветной асфальт может также отличаться по следующим компонентам:

  • виду органического вяжущего (вместо обычного тёмного нефтяного дорожного битума, при приготовлении цветного асфальта часто применяют осветленное битумное вяжущее (светло-коричневый битум), различные нефтеполимерные и термопластичные смолы, а также другие бесцветные (прозрачные) органические вяжущие;
  • виду минерального заполнителя (вместо обычного щебня или гравия, в составе цветного асфальтобетона может использоваться кварцитовый щебень, кирпичный щебень, щебень из цветных керамических материалов, а также мраморная крошка, отсевы дробления красного гранита и другие материалы обладающие естественным оттенком отличным от обычного серого цвета).

Основные способы устройства цветных дорожных покрытий

К основным способам и технологиям с помощью которых создаются цветные дорожные покрытия (как пешеходные, так и автомобильные) можно отнести:

  1. Асфальтирование с применением цветных асфальтобетонных смесей.
  2. Устройство дорожного покрытия из цветных элементов мощения: цементобетонной тротуарной плитки, клинкера, гранитной брусчатки, гранитной брекчии и т. п.
  3. Поверхностная обработка литого асфальтобетонного покрытия цветным щебнем (на заключительной стадии асфальтирования по литьевой технологии, в процессе «запрессовки щебня», вместо чернощебеночной смеси или же вместо обычного щебня необработанного вяжущим, применяется цветной щебень).
  4. Покрытие обычного асфальтобетонного или цементобетонного покрытия специальной дорожной краской, холодным пластиком, термопластиком, резиновой или EPDM-крошкой.

Поверхностная обработка покрытия цветным щебнем, также как и нанесение дорожной краски, термопластика или холодного пластика является наиболее доступными вариантами, однако не самыми практичным и долговечными. Так, цветной щебень под действием большой транспортной нагрузки, а также интенсивного пешеходного движения, достаточно быстро изнашивается, обнажая нижний слой обычного серого асфальтобетона.

Срок службы дорожного покрытия обработанного специальной краской, термопластиком или холодным пластиком также редко превышает более 2–3 лет интенсивной эксплуатации. Кроме того, эти материалы сильно подвержены старению под воздействием солнечного света (проявляется в виде выгорания, растрескивания и расслоения).

Наиболее практичными и долговечными способами устройства цветного дорожного покрытия являются: мощение цветными фигурными элементами или асфальтирование с помощью цветной асфальтобетонной смеси. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и свои недостатки, которые зависят от сферы их применения.

Для устройства цветного покрытия небольших по площади (1500–2000 м 2 ) пешеходных территорий есть смысл рассматривать тротуарную плитку, брусчатку и другие элементы мощения, в качестве альтернативы цветному асфальтированию. Но если речь идет о создании цветного покрытия автомобильных дорог, то единственным на данный момент вариантом остается асфальтирование с применением цветных асфальтобетонных смесей.

Сам процесс устройства дорожного покрытия с помощью цветного асфальта ничем не отличается от обычной процедуры асфальтирования. В зависимости от категории автомобильной дороги, планируемой транспортной или пешеходной нагрузки на покрытие, цветной асфальт укладывается слоем толщиной от 30 до 80 мм. В зависимости от типа самой смеси (литая или уплотняемая) укладка цветного асфальта может производиться ручным способом или механизированным (с помощью стандартной асфальтоукладочной техники, кохеров для литого асфальта и др.).

Назначение и применение цветного асфальта в дорожном строительстве

Во многих развитых странах мира устройство цветных дорожных покрытий с каждым годом набирает все большую популярность. Отчасти это связано с растущими архитектурными и эстетическими требованиями в строительной отрасли, отчасти — с повышающимися требованиями к безопасности дорожного движения, а как показывает практика, применение цветных покрытий существенно снижает общий уровень аварийности.

Таким образом, помимо явных эстетических и декоративных качеств, цветное асфальтобетонное покрытие имеет и более важное функциональное значение, являясь одним из средств организации дорожного движения, которое позволяет как водителям, так и пешеходам легче и быстрее ориентироваться в сложных условиях интенсивного транспортного движения.

Включение в обычное дорожное покрытие цветных асфальтобетонных вставок повышает различимость объектов на дороге, увеличивает дальность видимости, способствуя более раннему и лучшему восприятию водителем различных удаленных объектов на дороге. В темных тоннелях использование белого или цветного асфальтобетона с ярким оттенком решает проблему низкой освещенности, повышая тем самым комфорт и безопасность движения.

Асфальтирование с применением цветного асфальта может использоваться для разграничения проезжей части и пешеходной зоны, выделения пешеходных переходов, разграничения и выделения полос движения автомобильной дороги, обозначения велосипедных и пешеходных дорожек, выделения остановок общественного транспорта, разметки взлетно-посадочных полос аэродромов, территории морских портов и грузовых терминалов. Цветной асфальтобетон может выступать в качестве более долговечной альтернативы дорожной разметке наносимой с помощью краски, термопластика или холодного пластика.

Помимо прочего, цветной асфальт часто применяется в качестве декоративного материала при обустройстве парковых аллей, оформлении площадей и скверов, асфальтировании спортивных площадок, благоустройстве садовых дорожек загородных участков и оформлении других объектов.

В Украине цветное асфальтирование большой популярности пока не приобрело, одной из главных причин этому является дефицит используемых для производства цветного асфальта бесцветных органических вяжущих, а также сложность самого технологического процесса приготовления качественного цветного асфальта. Не последнюю роль в сдерживании распространения цветных асфальтобетонов является их дороговизна. Так, стоимость асфальтирования с применением качественного цветного асфальта (на прозрачных органических вяжущих) может быть в 4 и более раза выше стоимости работ по асфальтированию с использованием обычной асфальтобетонной смеси.

Классификация цветных асфальтобетонных смесей

По температуре укладки
  • Горячая
  • Теплая
  • Холодная
По способу укладки и уплотнения
  • Уплотняемая
  • Литая
По цвету минерального заполнителя
  • На обычном (сером) заполнителе
  • На цветном заполнителе (кварцитовом щебне, кирпичном щебне, щебне из цветных керамических материалов, мраморной крошке или красном гранитном отсеве и др.)
По типу органического вяжущего
  • На обычном нефтяном дорожном битуме (такая смесь требует очень высокого содержания красящего пигмента, отличаясь при этом тусклым оттенок и невысокими физико-механическими показателями)
  • На осветленном битуме (светло-коричневом) или светлом полимермодифицированном битумном вяжущем
  • На бесцветном (прозрачном) вяжущем из группы термопластичных нефтеполимерных смол (является наиболее качественным и наиболее дорогостоящим типом цветной асфальтобетонной смеси)

В зависимости от типа органического вяжущего цветные асфальтобетонные смеси в различных источниках могут называться по разному: дорожным пластобетоном, органобетоном, полимербетоном или полимерасфальтобетоном. По сути же, все эти материалы являются разновидностью асфальтобетона, т. к. имеют схожий состав, похожую технологию приготовления и область применения.

Типовой состав цветного асфальта и технология его приготовления

По структуре материала и технологии приготовления цветной асфальт не имеет существенных отличий от обычной асфальтобетонной смеси, однако может существенно отличаться по компонентному составу (наличию пигмента, типу вяжущего и минерального заполнителя).

Вяжущее. Правильный выбор вяжущего является основной задачей при производстве цветной асфальтобетонной смеси. Именно от его светлости и прозрачности, зависит яркость и насыщенность асфальтобетонной смеси.

Обычный нефтяной дорожный битум имеет темную, непрозрачную структуру, именно это усложняет его применение в качестве вяжущего для цветного асфальтобетона. Наиболее же качественный результат можно получить только при использовании в качестве вяжущего осветленных нефтяных битумов или прозрачных органических вяжущих.

В качестве светлых или прозрачных вяжущих для производства цветного асфальта используются эпоксидные смолы, полиэфирные смолы, инден-кумароновые смолы, канифоль, термопластичные полимеры, нефтеполимерные смолы, а также другие синтетические вяжущие.

Красящий пигмент. В качестве окрашивающего материала для приготовления цветной асфальтобетонной смеси могут применяться два вида пигментов: органические и неорганические. В подавляющем большинстве случаев используются именно неорганические пигменты, как более дешевые и более светостойкие. Органические пигменты, помимо более высокой цены, редко используются также и по причине низких эксплуатационных показателей.

К неорганическим пигментам применяемым при производстве цветного асфальта относятся: оксид железа, оксид свинца (свинцовый сурик), оксид хрома, желтый свинцовый крон, оранжевый крон, оксид цинка (цинковые белила), 1%-ный диоксид титана (для белого асфальта), синий кобальт. Режи используются отходы черной металлургии (пыль системы газоочистки электропечей) и другие материалы. Все пигменты применяются в виде порошка.

Конкретный вид пигмента применяемый при производстве цветного асфальтобетона зависит от типа органического вяжущего в составе асфальтобетонной смеси. Если доступен только темный дорожный битум, то выбор пигмента ограничен лишь оксидом железа (красный оттенок) и оксидом хрома (зеленый оттенок).

При использовании осветленных или прозрачных органических вяжущих выбор цветового оттенка асфальтобетонной смеси может быть существенно расширен и кроме того, возможно приготовление белого асфальта, который широко используется при асфальтировании внутри тоннелей.

Следует отметить, что помимо основной своей функции — придание асфальтобетонной смеси нужного оттенка, красящий пигмент также выполняет в составе цветной смеси функцию минерального порошка.

Минеральный заполнитель. При приготовлении цветной асфальтобетонной смеси желательно применять светлые минеральные материалы (известняковые высевки светлого тона, белые пески и др.) или с естественной окраской (мраморная крошка, отсевы дробления красного гранита, кирпичный щебень, кварцитовый щебень и др.).

Выбор цвета каменного материала при приготовлении цветного асфальта имеет большое значение в виду того, что в процессе длительной эксплуатации цветного покрытия происходит постепенный вынос вяжущего с поверхности асфальта, в результате чего обнажается серый каменный материал и покрытие теряет цветовую однородность.

В том случае, когда каменный материал имеет оттенок подобный оттенку красящего пигмента, асфальтобетон практически не теряет цветовой однородности даже по прошествии нескольких лет эксплуатации. Особое значение это имеет для уплотняемых асфальтобетонных смесей, в которых процентное содержание вяжущего невелико. Менее требовательными к цвету минерального заполнителя являются литые асфальтобетонные смеси, имеющие большую массовую долю вяжущего.

Цветной асфальт. Часто задаваемые вопросы.

1. Что такое цветной асфальт? Цветная асфальтобетонная смесь?
Цветная асфальтобетонная смесь — это смесь минерального наполнителя (щебень/песок, минеральный порошок) с органическим (бесцветным вяжущим/нефтеполимерными смолами), произведенная в зависимости от выбора технологии горячим, или холодным способом.

Цветной асфальт (асфальтобетон) — готовое к эксплуатации цветное покрытие с заданными технико-эксплуатационными характеристиками различной толщины (в зависимости от степени нагрузки, см. ниже).

2. Чем отличается цветной асфальт от обычного черно-серого покрытия?
От обычного асфальта цветной отличается только тем, что вместо черного битума используется качественное европейское бесцветное вяжущее Рекофал (Recofal), которое можно покрасить практически в любой цвет просто добавив нужный пигмент.

Так выглядят гранулы с бесцветным вяжущим

Так выглядит цветной пигмент

3. Какие виды цветных покрытий бывают?
Мы для себя в своих проектах приняли решение разделять все виды цветных покрытий на 2 категории. Первую мы назвали «горячей технологией» . К ней мы относим цветные асфальтобетонные смеси приготовленные непосредственно на асфальтобетонном заводе при температуре 160°C-185°C. Готовое покрытие проезжей части, выполненное по данной технологии, имеет толщину от 3 см и рассчитано на высокоинтенсивные нагрузки, как от легкового, так и грузового транспорта.

Чтобы Вам было понятно, ниже размещаем ролик с примером укладки цветного асфальта по горячей технологии

Второй тип цветных покрытий мы называем «холодной технологией» (или тонкослойное покрытие/обработка) и он рассчитан на невысокие нагрузки, которые чаще бывают на тротуарах и велодорожках. Данное покрытие может быть выполнено без задействования асфальтобетонных заводов и тяжелой техники. Смесь готовится при температуре окружающей среды непосредственно на объекте. Толщина колеблется от 1 до 3 мм.

Это уже пример использования « холодной технологии «:

Вывод: если толщина покрытия по проекту исчисляется в сантиметрах, и по покрытию будет проезжать грузовой транспорт, то необходимо рассматривать «горячую технологию» .

4. Какой толщины бывают цветные покрытия?
Цветные покрытия выполненные по «горячей технологии» бывают от 3 до 6 см.

По «холодной» — от 1 до 3 мм.

5. Какие технологии устройства цветного покрытия Вы выполняете?
Наша компания выполняет устройство цветных покрытий по «холодной технологии» — тротуары, велодорожки. То есть покрытия с низкоинтенсивной нагрузкой.
Для устройства покрытий с высокоинтенсивной нагрузкой (проезжая часть) мы только продаем бесцветное вяжущее и консультируем в тонкостях работы и укладки цветной горячей асфальтобетонной смеси.

6. В чем отличие этих двух технологий? Как выбрать оптимальную для меня технологию по устройству цветного покрытия?
В этой статье мы разобрали, как сделать правильный выбор в пользу подходящей именно Вам технологии.

7. Что такое бесцветное вяжущее?
Гранулированное бесцветное вяжущее является базовым вяжущим компонентом при производстве цветного асфальта. Обычно поставляется в виде гранул, но также может поставляться в бочках либо брикетах. Если говорить совсем просто, то это бесцветный битум для производства асфальтобетонной смеси заданного оттенка.
Подробнее можно ознакомиться по ссылке.

8. Для чего нужен цветной пигмент?
Цветной пигмент нужен для придания асфальтобетонной смеси заданного оттенка. Именно он придает бесцветному вяжущему/битуму финальный оттенок.

9. Какой расход бесцветного вяжущего приходится на 1 тонну смеси?
Количество бесцветного вяжущего определяется исходя из рецепта асфальтобетонной смеси. Оно полностью заменяет обычный битум в том же самом количестве. В зависимости от типа смеси может варьироваться от 50 кг (Тип Б) до 70 кг (Тип Г). Более точная дозировка определяется в ходе лабораторных испытаний отформованных образцов.

10. Какой расход цветного пигмента на 1 тонну смеси? На 1 квадратный метр?
Расход цветного пигмента составляет от 15% до 20% от массы бесцветного вяжущего. Точное количество определяется визуально в лаборатории заказчика после формования образцов-цилиндров.

11. Толщина цветного покрытия по «холодной технологии» всего 1-2 мм. Почему так мало? Оно не развалится?
Нет. Оно не развалится. Прочностные характеристики покрытия из нефтеполимерной смолы (при соблюдении всех правил) зарекомендовали себя уже давно и не вызывают сомнений. Более того, мы готовы приехать к Вам и уложить пробный участок 2 м2 (бесплатно), чтобы Вы оценили качество и, если получится, попытались его «развалить»:)

12. Сколько стоит 1 кг бесцветного вяжущего для «горячей технологии» ?
Стоимость бесцветного вяжущего в рублях постоянно изменяется вслед за курсом евро, поэтому все цены мы указывам в европейской валюте. На стоимость 1 кг влияет общий объем Ваших работ. Более подробно с нашими расценками Вы можете ознакомиться здесь.

13. Сколько стоит 1 м2 цветного покрытия выполненного по «холодной технологии» ?
Наши расценки начинаются от 1000 руб. за 1 м2 покрытия. В эту цену включена стоимость работ с учетом всех материалов. Более подробно из чего складывается данная цена можно ознакомиться здесь.

14. Возможно ли увеличить толщину слоя в «холодной технологии» ? На сколько это будет стоить дороже?
Толщину слоя при желании заказчика увеличить можно. Все это обговаривается отдельно и зависит от цвета, дизайнерской сложности рисунка покрытия, и дополнительных сложностей при подготовке. Из нашей практики это увеличивает стоимость на 300-500 рублей за 1 м2.

15. Какие компоненты Вы используете для устройства цветного покрытия по «холодной технологии» ?
Укладываемая цветная смесь состоит из цветных кварцевых песков заданного оттенка, связующей дорожной смолы (СДС-1), жидких алифатических и ароматических углеводородов согласно ТУ.

16. Почему стоимость производства и укладки «горячей технологии» стоит в несколько раз дороже «холодной»?
При производстве цветного асфальта по «горячей технологии» используются производственные мощности АБЗ, включая автосамосвалы для доставки, асфальтоукладчики для разравнивания и отряд катков для уплотнения. Толщина асфальтобетонного покрытия, уложенного по данной технологии, в десятки раз больше толщины покрытия, выполненного по «холодной» , для этого используются большие объемы минеральных компонентов (щебень/песок, минеральный порошок), по сравнению с тонкослойным покрытием. И самое немаловажное — основной компонент для производства горячей цветной асфальтобетонной смеси (бесцветное вяжущее Рекофал) производится в Европе. Его высокое качество оценивается в европейской валюте, а высокая курсовая разница между евро и рублем играет значительную роль в высокой себестоимости «горячей технологии» .

17. Сколько стоит 1 кг цветного пигмента?
Все зависит от типа пигмента, его цветостойкости к ультрафиолету и страны-производителя. Наши цены начинаются от 280 руб./кг и доходят до 800 руб./кг.

18. Какие виды цветных пигментов бывают?
Гранулированные, порошковые.

19. Какое количество оттенков Вы можете предложить?
Со всеми оттенками Вы можете ознакомиться на этой странице согласно предоставленному RAL.

20. Бывали ли в Вашей практике случаи, когда нужного цвета не оказывалось в наличии?
На данный момент такие случаи еще не встречались.

21. Вы сами занимаетесь производством и укладкой цветной асфальтобетонной смеси?
Если речь идет о покрытии для тротуаров и велодорожек — выполняем сами.

Если это проезжая часть с ежедневными нагрузками от легкового и грузового транспорта — мы отдаем такие работы на субподряд специализированной компании, или, если у Вас имеется асфальтобетонный завод, продаем Вам материалы для производства и консультируем в тонкостях процесса производства и укладки.

Если говорить совсем по-простому, то мы выполняем собственными силами только покрытия толщиной до 3 мм.

22. Можем ли мы как-то удешевить стоимость материала/работ?
Да, конечно. Удешевить стоимость материала и работы Вы можете всегда.

Чтобы удешевить стоимость работ по «горячей технологии» , для этого нужно знать следующее:
1) Чем больший объем материала Вы заказываете, тем большую скидку Вы получаете.

2) За заказчиком всегда остается выбор красящего пигмента и его процентное содержание . Цена на пигмент может варьироваться в широком диапазоне (от 280 руб./кг и до 800 руб./кг). При больших объемах работ экономия может быть существенной и измеряться миллионами рублей.

Для удешевления работ по «холодной технологии» (тонкослойное покрытие) Вы можете:
1) Правило: чем больше объем работ, тем меньше стоимость отдельно взятого квадратного метра никто не отменял и оно точно так же работает для тонкослойных покрытий.
2) Выполнить часть подготовительных работ по обеспыливанию и укрыванию близлежащих предметов, зданий/сооружений, а так же окружающего объект ландшафта. В отдельных случаях Вы могли бы сэкономить до 100 рублей с одного квадратного метра покрытия.

Читайте также:  Газобетон Сибит: изготовление, состав, характеристики

23. Можем ли мы самостоятельно выполнить данные работы? Если да, то что для этого нужно?
Если Ваш бюджет очень сильно ограничен, то данная технология позволяет Вам выполнить устройство цветного тонкослойного покрытия собственными силами. В таком случае мы Вам просто продадим все необходимые материалы и посвятим в тонкости работы. При таком раскладе вы сэкономите значительный бюджет.

24. Выполняете ли Вы сложные рисунки на асфальте?
Да. Мы готовы выполнить рисунки самой высокой степени сложности. Только Вы должны помнить, что бюджет на подобные виды работ значительно увеличивается и оговаривается отдельно.

25. Старое асфальтобетонное покрытие подходит для устройства на нем нового цветного покрытия по «холодной технологии» ?
Для более точной оценки необходим визуальный, а в некоторых случаях и тактильный контакт. В своей практике мы работали на таких объектах неоднократно.

26. Выполняете ли Вы работы на бетоном покрытии?
Все зависит от качества уложенного цементобетонного покрытия. Так как качество работ в нашей стране в последнее время оставляет желать лучшего, то в своей практике мы стали отказываться от работы с подобным типом покрытия.

27. Каковы сроки выполнения работ по «холодной технологии» ?
Сроки работ по данной технологии могут значительно варьироваться и зависят от:
— погодных условий (все работы проводятся только в сухую погоду, при условии, что покрытие не увлажнено, а температура окружающего воздуха не должна превышать 0°С);
— степени сложности дизайна укладываемой поверхности (геометрия, количество цветов);
— количества укладываемых слоев.

28. Для производства цветного асфальта нужны специальные АБЗ и соответствующее оборудование?
Для производства горячей цветной асфальтобетонной смеси подойдет любой АБЗ (стационарный, мобильный). Установка дополнительного оборудования не требуется. Технология производства цветной смеси отличается только незначительно более длительным циклом замеса и заменой обычного черного битума на бесцветный с добавлением необходимого по цвету пигмента.

29. Как приготовить цветную абс в лабораторных условиях?
Более подробно данный вопрос раскрыт в этой статье.

30. Почему для «горячей технологии» так сложно подобрать цвет?
Основной наполнитель при приготовлении асфальтобетонной смеси — щебень. От его качества, цвета и однородности зависит очень многое. Асфальтобетонные заводы работают на разных породах щебня. От партии к партии, да что там: от машине к машине цвет может изменяться. В таких случаях говорить об однородности сложных оттенков не приходится вовсе.

31. А могу я произвести цветной асфальт без бесцветного вяжущего на обычном черном битуме (БНД) с добавлением только цветного пигмента?
Да. Можете. Только Вы должны понимать, что расход пигмента в данном случае будет повышенным (30% от массы вяжущего), цвет будущего покрытия будет заметно более тусклым и данный вариант подходит не для всех оттенков.

32. В какую погоду выполняются работы?
Для «горячей технологии» готовую смесь укладывают на предварительно обеспыленную поверхность, при наружной температуре не менее +5°С весной и +10°С осенью. То есть технология укладки цветной асфальтобетонной смеси ничем не отличается от обычного Типа А, или ЩМА.

Для «холодной технологии» все работы проводятся только в сухую погоду, при условии, что покрытие не увлажнено, а температура окружающего воздуха не опускается ниже 0°С.

33. Как долго сохраняется первоначальный цветовой оттенок?
Цветовой оттенок сохраняется в течение 2-3 месяцев и в дальнейшем начинает тускнеть под действием ультрафиолета, пыли и грязи, как и обычный асфальт (битумная пленка со временем истирается и покрытие становится тусклым уже через несколько месяцев). На скорость потускнения влияет качество применяемого цветного пигмента. Покрытия выполненные с применением органических пигментов выглядят ярче и радуют глаз дольше (их стоимость на порядок выше). Своевременно выполненное еженедельное обеспыливание подобных покрытий позволяет дольше наслаждаться исходной цветовой гаммой.

34. Есть ли какие-то особенности по содержанию цветных покрытий в зимний период?
Для цветных покрытий выполненных по «горячей технологии» никаких особенностей по содержанию не существует. Для тонкослойных покрытий — отказ от жесткой механической уборки (лом, отвал снегоуборочной техники).

35. Как давно Вы занимаетесь устройством цветных покрытий?
С 2014 года.

36. Где можно наглядно ознакомиться с Вашими объектами?
Это объекты на территории Москвы и Московской области, как частные, так и муниципальные.

37. Какой срок гарантии Вы даете?
На все виды работ, которые выполняют наши специалисты мы даем гарантию 18 месяцев.

38. Какой средний срок службы цветных покрытий (из Вашей практики)?
5 лет.

Цветной асфальт – материал для строительства дорог

В настоящее время среди организаций сферы строительства и дорожного строительства наметилась тенденция к улучшению внешнего вида дорожного полотна, приданию ему колорита и эстетичности. Цветной асфальтобетон приобретает все более широкую популярность, но всё-таки пока он используется в основном для асфальтирования территории крупных компаний и предприятий или на приусадебной территории загородных домов.

Цветной асфальт, (другое его название цветная асфальтобетонная смесь) – это искусственный материал, композитного состава для строительства дорог, состоящий из минерального наполнителя (щебень или гравий, минеральный порошок и песок), вяжущего органического вещества (светлого, тёмного, бесцветного) и окрашивающей составляющей. От обычного, привычного для всех серого дорожного полотна, цветной асфальт отличается лишь разнообразием своих оттенков. При помощи цветной пигметации, асфальт возможно окрасить в абсолютно любой цвет – от белого до сиреневого.

Состав цветного асфальтового дорожного покрытия

Принципиальных отличий в структурных составляющих и технологии приготовления цветного асфальтного покрытия от создания привычного всем обычного серого асфальта нет. Но, тем не менее, в составе цветного дорожного покрытия присутствуют три компонента, которые не применяются при приготовлении обычного асфальта. Это:

  1. пигмент для окраски;
  2. органическое вяжущее;
  3. минеральный наполнитель

Для приготовления цветного асфальтового покрытия возможно применение органических или неорганических пигментов для окраски. Как правило, при приготовлении применяется неорганическая пигментация асфальта, так как она более дешевая и, в то же время, более устойчива к влиянию природных факторов. Органические пигменты отличаются неоправданно завышенной ценой в сочетании с недолговечностью.

При создании цветного асфальта используются такие неорганические пигменты, как оксиды свинца, цинка, хрома или железа. Для изготовления белого асфальта используют однопроцентный диоксид титана, для желтого – свинцовый крон желтого цвета, для оранжевого – оранжевый крон. Все пигменты для окраски выпускаются в виде порошков. Какую пигментацию выбрать зависит от вида вяжущего вещества. Если в составе асфальта присутствует черный или серый дорожный битум, возможно применение только оксидов железа или оксидов хрома, которые дают в результате темно-красный или темно-зеленый цвет дорожного полотна. Если же при приготовлении асфальтовой смеси используется осветленный битум или светлое органическое вяжущее, то выбор расцветки для магистрали будет более широким, от белого до синего.

Для создания яркого асфальтового полотна применяется вяжущее органическое вещество, в то время как для приготовления серого асфальтобетона применяется черный битум. От правильного выбора вяжущего органического вещества зависит яркость, насыщенность цвета готового асфальтного полотна. Поэтому для создания цветного асфальта лучшим вариантом будет применение нефтяного осветленного битума или прозрачного вяжущего oрганического вещества. В последнее время для пригoтовления цветного aсфальта все чаще стало применяться уже готовое бесцветное вяжущее испанского производства «Рекофал». Его возможно окрасить в любой цветовой гамме при помощи добавления красящего пигмента. Такое вяжущее вещество имеет гранулированную форму и темную или светлую окраску, а может быть прозрачным.

Минеральный наполнитель для серого асфальта состоит из таких компонентов, как песок? гравий или щебень и минеральный порошок. Минеральными наполнителями для цветного асфальта могут быть щебень, кирпичный или кварцитовый, крошка мраморная, а также некоторые другие наполнители отличной от серой цветовой гаммы. Выбранный цвет минерального наполнителя должен соответствовать конечному оттенку дорожного покрытия, чтобы при долгой эксплуатации дорожного полотна, когда происходит выцветание верхнего слоя, не пробивался стандартные серый наполнитель. Если же минеральное наполнение дорожного полотна в одной цветовой гамме с окрашивающим пигментом, то даже после эксплуатации дороги на протяжении не одного года, ее цвет останется однородным.

Методики оформления дорожного покрытия в цвет

Существует четыре метода создания цветного асфальтобетона.

  1. Асфальтирование дороги цветным дорожным полотном.
  2. Мощение дороги цветовыми элементами: брусчатка, тротуарная плитка, клинкер.
  3. Покрытие цветным щебнем поверхности готового полотна дороги.
  4. Покраска серого шоссе термопластиком или холодным пластиком, специализированной краской для дорожной разметки.

Покрытие щебнем и покраска – наиболее дешевые варианты, но они не практичны и не долговечны, так как краска имеет свойство стираться, а щебень при интенсивном потоке транспорта и чрезмерном пешеходном движении изнашивается. Специальная краска для дорожного покрытия держится на асфальтобетоне не дольше трех лет, но под воздействием природных факторов, солнца и дождя, срок эксплуатации такого дорожного полотна сокращается почти вдвое.

Наиболее качественными являются такие покрытия для дорог, как цветная тротуарная плитка и цветное асфальтирование. Первый вариант подходит для мощения небольших территорий – тротуар, пешеходные зоны в парках, площади, скверы. Для магистралей, конечно же, этот вариант не подходит. Поэтому единственной качественной и долговечной альтернативой цветового дорожного полотна для магистралей становится цветной асфальтобетон.

Классифицировать его возможно по следующим параметрам.

Область применения

В странах запада цветовое покрытие для дорог уже приобрело широкую популярность при дорожном строительстве, так как статистика указывает на снижение аварийных ситуаций на дорогах с цветовым решением. Яркий цвет самой дороги или дорожной разметки, помогает и водителям, и пешеходам, ориентироваться среди интенсивного потока автомобилей.

Применять цветное асфальтобетонное покрытие возможно при разметке «зебр», остановок для общественного транспорта, велосипедных треков. В темных тоннелях широко применяется белый асфальт для создания дополнительного источника света. Также в целях безопасности движения цветное асфальтовое покрытие применяется для разметки территорий аэропортов, вокзалов, грузовых терминалов, портов. Таким образом, цветовое решение для дорожного покрытия выполняет не только эстетическую функцию, но и решает вопросы регулирования автомобильного потока.

В России цветной асфальтобетон дорожное покрытие пока еще относится к декоративным продуктам, поэтому его производство осуществляется в небольших объемах и, как правило, по индивидуальному заказу. Причиной тому является его высокая стоимость и сложность технологии приготовления.

Каким может быть цветной асфальт? Зеленый асфальт и другие варианты

Асфальтовое покрытие обрело популярность за счет своих эксплуатационных характеристик. Материал достаточно прочный, твердый и долговечный, поэтому подходит для обустройства, как автомобильных дорог, так и придомовых территорий. Однако в плане эстетичности многие раньше предпочитали другие материалы, так как не всем нравится серый или черный цвет.

На сегодняшний день существует технология создания цветного асфальта, с помощью который вы можете сделать покрытие практически любого цвета. Например, уложить зеленый асфальт на придомовой площадке или сделать тротуар желтого цвета.

Это особенно актуально для устройства приусадебных территорий или дворовых площадок, потому что зеленый асфальт или другой цветной асфальтобетон смотрится колоритнее, нежели стандартное серое полотно. Также цветной асфальт позволяет привлекать внимание водителей и пешеходов.

Что такое цветной асфальт и каким он может быть

Цветной асфальт представляет собой искусственный композитный материал, который так же, как и обычный асфальтобетон, может использоваться для широкого спектра задач. Несмотря на то, что из цветного асфальтобетона можно строить автомобильные дороги, на данный момент в России такой АБ чаще используется в частном строительстве.

Острой потребности строить цветные дороги нет, несмотря на их преимущества, о которых вы можете прочитать ниже. А вот желающих использовать, например, зеленый асфальт для дорожек и площадок на загородном участке гораздо больше.

В зависимости от состава, смесь может быть разного цвета:

  • зеленый асфальт;
  • красный;
  • желтый;
  • белый;
  • синий;
  • фиолетовый;
  • асфальтобетон других цветов;

При привлечении квалифицированного специалиста можно получить асфальтовое покрытие практически любого оттенка по таблице RAL. То есть один только зеленый асфальт может быть представлен 36-ю различными оттенками, если исходный состав смеси будет подходить для данных цветов.

Из каких компонентов состоит цветной асфальт

Состав цветного асфальтобетона во многом схож с составом обычного асфальта, за счет чего эксплуатационные характеристики покрытий разных цветов практически не уступают характеристикам серого или черного дорожного полотна. При этом зеленый асфальт может отличаться по составу от асфальта других оттенков.

На данный момент существуют 3 основных отличия в составах цветного и обычного асфальта:

  • 1. Красящий пигмент;
  • 2. Вяжущее вещество;
  • 3. Тип наполнителя;

Красящие пигменты могут быть органического или неорганического происхождения. Чаще всего заказчики делают выбор в пользу неорганических пигментов, так как они отличаются более длительным сроком службы и более низкой стоимостью. Таким образом, использование органических пигментов не оправдывает себя. Также красящие пигменты бывают в виде гранул или порошкообразные.

От того, какой именно цветной асфальт вы хотите получить, зависит и выбор красящего элемента. Для примера, в таблице приведено сравнении нескольких цветов и пигментов.

Тип пигментаЦвет
Диоксид титанаБелый
Свинцовый крон желтыйЖелтый
Оранжевый кронОранжевый
Оксид железаТемно-красный
Оксид хромаТемно-зеленый

Два последних варианта также могут использоваться в тех случаях, когда в качестве вяжущего вещества используется относительно темный битум.

Вяжущее вещество в обычном асфальтобетоне – черный нефтяной битум. Однако данный компонент препятствует окрасу асфальтобетонной смеси в некоторые цвета, поэтому в цветном асфальте чаще используются другие вяжущие вещества:

  • Осветленное вяжущее на основе битума;
  • Нефтеполимерная смола;
  • Термопластичная смола;
  • Органические светлые вяжущие вещества;
  • Специальное бесцветное вяжущее;

От типа вяжущего вещества зависит и цвет асфальта. Некоторые вяжущие позволяют добиться определенных цветов, тогда как некоторые цвета из того же вещества получить не получится. Однако если выбрать специальное бесцветное вяжущее, то вы сможете получить абсолютно любой оттенок.

Минеральный наполнитель в цветном асфальте должен иметь оттенок, не препятствующий колоризации смеси. Возможные варианты минерального наполнителя:

  • Гравий;
  • Щебень кварцитовый;
  • Щебень кирпичный;
  • Щебень керамический;
  • Минеральный порошок;
  • Песок;
  • Мраморная крошка;

При этом стоит учитывать, что цвет наполнителя должен находиться в одной цветовой гамме с красящим пигментом, если стоит задача добиться максимальной однородности. Если минеральный наполнитель и цветной асфальт будут одинакового цвета, то даже при стирании верхний слоев полотна однородность цвета останется практически целостной.

Чем зеленый цветной асфальт отличается от серого и черного

Основным отличием цветных асфальтовых смесей является именно их цвет, а также описанные выше компоненты. Эксплуатационные характеристики могут быть одинаковыми, а могут и отличаться, в зависимости от наполнителя.

Например, если в качестве минерального наполнения цветного асфальта был выбран песок, качество дорожного полотна будет уступать асфальтобетону с наполнителем из твердых горных пород. В остальном тот же самый зеленый асфальт ничем не отличается от черного асфальтобетона.

Как изготавливается зеленый асфальт или асфальтобетон другого цвета? Процесс изготовления цветного асфальта практически такой же, как и процесс изготовления серого или черного АБ. Отличие лишь в том, что на определенных этапах добавляются другие компоненты.

Имеет ли цветной асфальт преимущества

В плане физико-механических характеристик, зеленый асфальт мало чем будет отличаться от асфальтовой смеси любого другого цвета, включая обычный асфальтобетон. Однако именно яркий окрас является основным преимуществом, которым обладает цветной асфальт.

Такое покрытие многим кажется более приятным для использования на придомовых территориях, в парках, прогулочных зонах и так далее. При этом яркие цвета, который выделяются среди серого полотна, привлекают больше внимания и являются более заметными.

Например, на территории некоторых западных стран использование цветного асфальтобетона для асфальтирования автомобильных дорог привело к снижению числа ДТП. Причем это касается как аварий между транспортными средствами, так и ДТП с участием пешеходов.

В России цветной асфальт используется для пешеходных переходов, чтобы сделать их более заметными для водителя. Также, например, белый асфальт может использоваться в тоннелях, чтобы обеспечить более высокое светоотражение, что положительно сказывается на общей освещенности.

Как еще можно сделать зеленый асфальт

Если подразумевается зеленый асфальт или же другая цветная асфальтовая смесь, то способ изготовления будет лишь один. То есть добавление или замена компонентов в составе. Однако для создания цветного покрытия могут использоваться и другие методы.

Способы получить цветное покрытие:

  • Изготовление цветного асфальтобетона;
  • Покрытие асфальта цветным щебнем;
  • Окрашивание полотна с помощью краски;
  • Покраска полотна с помощью термопластика;
  • Использование холодного пластика для окрашивания;
  • Использование тротуарной плитки;

Наиболее бюджетным вариантом будет покрытие цветным щебнем или же окрашивание дорожного полотна. Однако будет ниже не только стоимость, но и срок службы такого «цветного асфальта».

Сравнение различных способов получить цветное покрытие

Идеальный вариант для обустройства абсолютно любого покрытия: от пешеходных зон до автомобильных дорог.

На качество цветного асфальта также влияет и то, на основе какой асфальтовой смеси был создан материал. Например, зеленый асфальт горячего типа, при условии использования твердых горных пород в качестве минерального наполнителя, будет прочнее даже черного холодного асфальтобетона.

Классификация цветного асфальтобетона

Любой асфальтобетон, включая цветной асфальт, можно классифицировать несколькими способами. Основными критериями при классификации будут выступать тип асфальтовой смеси по температуре укладки, по требованиям к уплотнению, а также по типу минерального наполнителя и вяжущего вещества. От наполнителя также зависит пористость и зернистость.

Читайте также:  Кладка газосиликатных блоков: своими руками пошаговая инструкция

Цветные смеси по температуре укладки:

  • холодные смеси;
  • горячие смеси;

Зеленый асфальт может быть как горячим, так и холодным, ровно, как и асфальтобетон других цветов. Горячий асфальт отличается более высокими физико-механическими и другими эксплуатационными характеристиками, используется для строительства автомобильных дорог и даже аэродромов.

Горячая смесь требует разогрева до 110-120 ° C, а температура воздуха при укладке должна быть минимум 5-10 ° C. Холодный АБ может укладываться даже при минусовых температурах, не требуя разогрева и специальных навыков, однако из-за более низких характеристик и высокой стоимости используется только для пешеходных зон и ямочного ремонта.

Цветные смеси по необходимости в уплотнении:

  • требует уплотнения;
  • горячие смеси;

Горячий и холодный АБ, будь то зеленый асфальт или любой другой, требуют качественного уплотнения. В противном случае все характеристики полотна существенно снижаются, и эксплуатация покрытия становится невозможна.

Литые асфальтовые смеси выделяются тем, что из-за своей жидкой структуры не требуют уплотнения. Кроме того, литой асфальт имеет характеристики выше, чем холодные и горячий АБ. Может использоваться для любых целей, однако стоимость такого покрытия будет значительно выше.

Цветные смеси по минеральному наполнителю, вяжущему веществу и красящему пигменту описаны в разделах выше. При этом от типа наполнителя будет зависеть прочность готового покрытия – при использовании твердых горных пород характеристики полотна будут выше, чем при использовании, например, песка.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон, окрашенный в какой-либо цвет, может использоваться даже для асфальтирования скоростных автомагистралей и аэродромов. Горные породы в составе такого асфальта создают прочный «скелет» покрытия, а специальные добавки повышают отдельные характеристики асфальтобетона.

Вяжущим компонентом чаще всего выступает специальное гранулированное бесцветное вещество, благодаря которому асфальтобетону можно придать любой цвет. Если же в качестве вяжущего используется нефтяной битум, то можно получить только темные цвета, например, зеленый асфальт темного спектра.

Красящий пигмент не влияет на характеристики покрытия.

Сложные рисунки из цветного асфальтобетона

Для обустройства, например, тропинок на загородном участке часто используют тротуарную плитку, так как она позволяет создавать различные рисунки. Однако цветной асфальт тоже позволяет создавать сложные рисунки, причем с большей вариативностью, чем тротуарная плитка.

Например, вы легко можете комбинировать фигуры практически любой формы из зеленого асфальта, желтого, красного и других цветов – все это на одном участке. Такой вариант оформления обойдется дороже, чем одноцветное покрытие, однако эстетические преимущества часто ставятся на первое место.

Выводы

Зеленый асфальт или асфальтобетон других цветов представляет собой искусственный композитный материал, схожий по составу с обычными асфальтовыми смесями. Состав цветного АБ отличается наличием специального красящего пигмента, вяжущего вещества и минерального наполнителя.

Выбор тех или иных компонентов влияет на возможную цветовую гамму покрытия, а также на его прочность и другие физико-механические характеристики. При этом не обязательно использовать самые дорогие компоненты с высокими эксплуатационными характеристиками, если на полотно не будет оказываться серьезного и интенсивного воздействия.

Благодаря определенным компонентам можно получить не только зеленый асфальт, но и любой другой оттенок по таблице RAL.

Зеленый асфальт или АБ других цветов может быть на основе:

  • горячего;
  • холодного;
  • литого асфальта;

Самым распространенным является горячий АБ, и именно его используют для строительства автомобильных дорог. Холодные смеси подходят только для проведения ремонта или для обустройства пешеходных зон. При этом технология укладки горячего асфальта сложнее и требовательней.

Литой зеленый асфальт (или литой АБ любых других цветов) обладает более высокими характеристиками, а также не требует уплотнения, в отличие от горячего и холодного. Однако есть стоимость значительно выше.

Преимущества цветного асфальта заключаются в его эстетичности, свободы выбора цвета, возможности создавать сложные рисунки, а главное – в привлечении внимания. Для примера, на автомобильных дорогах с цветными элементами снижается число ДТП.

Также можно получить цветное покрытие и другими способами:

  • Покрытие цветным щебнем;
  • Окрашивание специальной краской;
  • Покраска полотна с помощью термопластика;
  • Использование холодного пластика для окрашивания;
  • Выбрать тротуарную плитку;

Такие варианты подходят для зон, на которые не будет оказываться существенной и интенсивной нагрузки. Например, это может быть тропинка на загородном участке, личная парковка или тротуар.

Однако именно цветной асфальтобетон обладает наилучшими характеристиками, что позволяет использовать его повсеместно: как на загородных участках, так и при асфальтировании автомагистралей и аэродромов.

Также цветное асфальтовое покрытие обладает наилучшей вариативностью и относительно невысокой стоимостью. Вы можете легко комбинировать зеленый асфальт с асфальтом других цветов, создавать практически любые формы.

Цветной асфальт – материал для строительства дорог

Цветной асфальт, (другое его название цветная асфальтобетонная смесь) – это искусственный материал, композитного состава для строительства дорог, состоящий из минерального наполнителя (щебень или гравий, минеральный порошок и песок), вяжущего органического вещества (светлого, тёмного, бесцветного) и окрашивающей составляющей. От обычного, привычного для всех серого дорожного полотна, цветной асфальт отличается лишь разнообразием своих оттенков. При помощи цветной пигметации, асфальт возможно окрасить в абсолютно любой цвет – от белого до сиреневого.

Состав цветного асфальтового дорожного покрытия

Принципиальных отличий в структурных составляющих и технологии приготовления цветного асфальтного покрытия от создания привычного всем обычного серого асфальта нет. Но, тем не менее, в составе цветного дорожного покрытия присутствуют три компонента, которые не применяются при приготовлении обычного асфальта. Это:

  1. пигмент для окраски;
  2. органическое вяжущее;
  3. минеральный наполнитель

Для приготовления цветного асфальтового покрытия возможно применение органических или неорганических пигментов для окраски. Как правило, при приготовлении применяется неорганическая пигментация асфальта, так как она более дешевая и, в то же время, более устойчива к влиянию природных факторов. Органические пигменты отличаются неоправданно завышенной ценой в сочетании с недолговечностью.

При создании цветного асфальта используются такие неорганические пигменты, как оксиды свинца, цинка, хрома или железа. Для изготовления белого асфальта используют однопроцентный диоксид титана, для желтого – свинцовый крон желтого цвета, для оранжевого – оранжевый крон. Все пигменты для окраски выпускаются в виде порошков. Какую пигментацию выбрать зависит от вида вяжущего вещества. Если в составе асфальта присутствует черный или серый дорожный битум, возможно применение только оксидов железа или оксидов хрома, которые дают в результате темно-красный или темно-зеленый цвет дорожного полотна. Если же при приготовлении асфальтовой смеси используется осветленный битум или светлое органическое вяжущее, то выбор расцветки для магистрали будет более широким, от белого до синего.

Для создания яркого асфальтового полотна применяется вяжущее органическое вещество, в то время как для приготовления серого асфальтобетона применяется черный битум. От правильного выбора вяжущего органического вещества зависит яркость, насыщенность цвета готового асфальтного полотна. Поэтому для создания цветного асфальта лучшим вариантом будет применение нефтяного осветленного битума или прозрачного вяжущего oрганического вещества. В последнее время для пригoтовления цветного aсфальта все чаще стало применяться уже готовое бесцветное вяжущее испанского производства «Рекофал». Его возможно окрасить в любой цветовой гамме при помощи добавления красящего пигмента. Такое вяжущее вещество имеет гранулированную форму и темную или светлую окраску, а может быть прозрачным.

Минеральный наполнитель для серого асфальта состоит из таких компонентов, как песок? гравий или щебень и минеральный порошок. Минеральными наполнителями для цветного асфальта могут быть щебень, кирпичный или кварцитовый, крошка мраморная, а также некоторые другие наполнители отличной от серой цветовой гаммы. Выбранный цвет минерального наполнителя должен соответствовать конечному оттенку дорожного покрытия, чтобы при долгой эксплуатации дорожного полотна, когда происходит выцветание верхнего слоя, не пробивался стандартные серый наполнитель. Если же минеральное наполнение дорожного полотна в одной цветовой гамме с окрашивающим пигментом, то даже после эксплуатации дороги на протяжении не одного года, ее цвет останется однородным.

Калькулятор расхода асфальтобетонной смеси

ГК «АБЗ-1» производит и укладывает цветные асфальтобетонные смеси с 2004 года. В первые годы группой компаний освоен выпуск литого красного асфальтобетона. Предварительно в лаборатории предприятия уже тогда были подобраны рецептуры широкой цветовой гаммы как уплотняемых, так и литых смесей.

Новые технологические возможности двух асфальтобетонных заводов производства немецкой , позволяют выпускать цветные асфальтобетонные смеси практически любых оттенков.

По результатам изучения вопроса устройства цветных покрытий, которые могут быть применены на объектах Санкт-Петербурга, ОАО «АБЗ-1» предлагает к рассмотрению краткое описание возможных вариантов. Получение покрытий различных оттенков может быть достигнуто следующими способами:

  1. Устройство цветных асфальтобетонных покрытий возможно с применением традиционного нефтяного битума и специальных пигментов неорганического происхождения. При таком подходе получаются приглушенные цвета — красно-бурый, терракотовый, серый, хаки.
  2. Устройство покрытий из асфальтобетонной смеси, приготовленной на обесцвеченном вяжущем с применением пигментов органического и неорганического происхождения. В данной технологии возможно получить широкую гамму цветных асфальтобетонов.
  3. Устройство поверхностной обработки асфальтобетона цветным щебнем, предварительно окрашенным вяжущим с пигментами.
  4. Устройство цветной обработки покрытий нанесением специальных красок и материалов на различных связующих (синтетических, эпоксидных, полиуретановых и других).

Наименее дорогими покрытиями будут 3-й и 4-й варианты, но использование их в качестве покрытий с интенсивным движением транспорта нецелесообразно в связи с возможным износом отдельных участков, где механическое воздействие шин наиболее велико.

Наиболее целесообразным для дорог с интенсивным движением является использование материалов, которые не теряют цвет по мере износа покрытия. Для этих целей более всего подходит покрытие из уплотняемых или литых асфальтобетонных смесей толщиной от 3 до 7 см, выпускаемых по 1 и 2 варианту. Наилучший эффект при подборе оттенка достигается при применении в асфальтобетоне специального бесцветного вяжущего с полимерными добавками, вместо обычного битума. Такое вяжущее производится многими европейскими нефтеперерабатывающими концернами. В этом случае для получения яркого насыщенного цвета необходимо использовать меньше органического или неорганического красителя, толщина такого покрытия — 4-5 см.

Следует иметь в виду, что асфальтобетоны, изготовленные на диорите, граните или диабазе серо-черных оттенков, могут частично потерять цвет при обнажении каменного материала вследствие выноса вяжущего с поверхности асфальтобетона и постепенного износа каменного материала, поэтому выбор цвета щебня имеет важное значение. Например, в качестве щебня оттенков красного может быть использован гранит или кварцит. Менее требовательным к цвету щебня является литой асфальтобетон. Это связано с тем, что массовая доля асфальтового вяжущего, определяющего цвет покрытия в литом асфальтобетоне, в 2 раза выше, чем в уплотняемом асфальтобетоне (типа А).

Литой асфальтобетон может быть произведен как с применением бесцветного, так и обычного битума, разница заключается лишь в яркости цвета покрытия. Для обеспечения шероховатости покрытия необходимо произвести посыпку поверхности литого асфальтобетона цветным щебнем мелкой фракции с расходом 10-12 кг/м2.

Каждый из возможных вариантов устройства цветных асфальтобетонов подразумевает применение укладочной, транспортировочной техники, дополнительных опций на асфальтобетонном заводе, очищенных от остатков черного асфальта, поэтому в период производства работ по укладке цветного покрытия эта техника не должна использоваться для других работ.

В сентябре 2014 года на производственной площадке ОАО «АБЗ-1» была выпущена песчаная асфальтобетонная смесь красного цвета, уложенная на тротуаре на ул. Парковой города Пушкина. Смесь изготовлена на обесцвеченном вяжущем с применением специального пигмента.

В начале октября 2014 года ОАО «АБЗ-1» сделал пробные образцы цветного асфальтобетона для заказчика в сине-голубых тонах. Укладка намечена на 2015 год.

Методики оформления дорожного покрытия в цвет

Существует четыре метода создания цветного асфальтобетона.

  1. Асфальтирование дороги цветным дорожным полотном.
  2. Мощение дороги цветовыми элементами: брусчатка, тротуарная плитка, клинкер.
  3. Покрытие цветным щебнем поверхности готового полотна дороги.
  4. Покраска серого шоссе термопластиком или холодным пластиком, специализированной краской для дорожной разметки.

Покрытие щебнем и покраска – наиболее дешевые варианты, но они не практичны и не долговечны, так как краска имеет свойство стираться, а щебень при интенсивном потоке транспорта и чрезмерном пешеходном движении изнашивается. Специальная краска для дорожного покрытия держится на асфальтобетоне не дольше трех лет, но под воздействием природных факторов, солнца и дождя, срок эксплуатации такого дорожного полотна сокращается почти вдвое.

Наиболее качественными являются такие покрытия для дорог, как цветная тротуарная плитка и цветное асфальтирование. Первый вариант подходит для мощения небольших территорий – тротуар, пешеходные зоны в парках, площади, скверы. Для магистралей, конечно же, этот вариант не подходит. Поэтому единственной качественной и долговечной альтернативой цветового дорожного полотна для магистралей становится цветной асфальтобетон.

Классифицировать его возможно по следующим параметрам.

ПараметрыОтличия
Градус температуры для укладкиВысокая, средняя, низкая
Метод уплотнения и укладкиЛитой или уплотняемый
Оттенок минерального наполнителяСтандартный серый или цветовой
Вид вяжущего органического веществаНефтяной, осветленный или бесцветный битум

Использование асфальтового бетона в качестве декоративного материала

Декоративные асфальтовые смеси
Преимуществом материала о котором идет речь в нашем обзоре, например, по сравнению с тем же асфальтом, является то, что его можно также использовать в качестве декоративного элемента при создании дорожных покрытий. Например, из него можно сделать покрытие на тротуаре, аллее, или прогулочной дорожки. При укладке дорожного полотна на проезжих частях дороги, из цветного асфальтового бетона делаются специальные обозначения для пешеходных дорожек. Также, благодаря применению этого материала, на проезжей части дороги можно сделать разделительные полосы или другие, необходимые для безопасного передвижения транспортных средств, разметки.

Декоративный асфальтобетон изготовляют благодаря методу теснения. Также его можно получить путем рифления или добавления в основной состав этого строительного материала разнообразных минеральных элементов, обладающих разнообразными цветовыми оттенками. Технологический процесс, позволяющий произвести окрашивание асфальтобетона, предусматривает дополнительное использование:

  • цветного щебня (размеры его фракции не должен превышать отметки в 5 мм);
  • специальных пигментов-колеров (крона, сурика);
  • специального песка, сделанного из таких минералов как гранит, клинкер или мрамора.Для производства литого асфальтового бетона, в котором присутствуют яркие тона, используется осветленный или, например синтетический битум. Нужно отметить, что использование такой технологии существенно повышает стоимость дорожного полотна. Поэтому она используется в очень редких случаях. Однако в качестве альтернативы применяется другой способ, позволяющий получить цветной асфальтобетон более низкой себестоимости. Вся суть этого способа заключается в том, что цветную крошку начинают втирать непосредственно в само покрытие в момент его укладки, а не добавляют его во время приготовления смеси асфальтобетона.

Область применения

В странах запада цветовое покрытие для дорог уже приобрело широкую популярность при дорожном строительстве, так как статистика указывает на снижение аварийных ситуаций на дорогах с цветовым решением. Яркий цвет самой дороги или дорожной разметки, помогает и водителям, и пешеходам, ориентироваться среди интенсивного потока автомобилей.

Применять цветное асфальтобетонное покрытие возможно при разметке «зебр», остановок для общественного транспорта, велосипедных треков. В темных тоннелях широко применяется белый асфальт для создания дополнительного источника света. Также в целях безопасности движения цветное асфальтовое покрытие применяется для разметки территорий аэропортов, вокзалов, грузовых терминалов, портов. Таким образом, цветовое решение для дорожного покрытия выполняет не только эстетическую функцию, но и решает вопросы регулирования автомобильного потока.

В России цветной асфальтобетон дорожное покрытие пока еще относится к декоративным продуктам, поэтому его производство осуществляется в небольших объемах и, как правило, по индивидуальному заказу. Причиной тому является его высокая стоимость и сложность технологии приготовления.

Основные преимущества и недостатки цветного бетона

Чтобы принять решение о целесообразности придания поверхности того или иного цвета, необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы.

Вначале рассмотрим плюсы:

  • Любая конструкция или поверхность смотрится гораздо привлекательнее, если придать ей какой-либо цвет. Унылые бетонные стены и пол серого цвета производят не самое лучшее впечатление.

Строение из цветных бетонных блоков смотрится намного интереснее

  • С помощью пигментов или краски можно оформить наружное оформление в единой стилистике, когда все элементы будут сочетаться и создавать органичную композицию.
  • Применение качественных материалов гарантирует стойкость и долговечность цвета, многие не используют данный вариант из-за того, что считают, что уже через год-два цвет станет блеклым. На самом деле это заблуждение.
  • Технология цветного бетона достаточно проста, и приготовление раствора практически не отличается от обычного: добавляется еще один компонент, а перемешивание должно быть более тщательным. В остальном все так же, как и с простым раствором.

Конечно, есть у рассматриваемого варианта и минусы:

  • Первый и самый главный недостаток – высокая цена пигментов и качественных красок. Причем на этом аспекте ни в коем случае не стоит экономить, так как от него напрямую зависит долговечность, износостойкость и яркость цвета готового изделия. И если бетон выходит не таким дорогим, то цветной асфальтобетон стоит в разы выше ввиду применения очень дорогих компонентов.

Цветной асфальт встречается редко в основном из-за высокой стоимости

  • Еще один важный фактор – соблюдение технологии работ, любые ошибки и нарушения пропорций приводят к ухудшению качества бетона и снижению его прочностных характеристик. Именно поэтому инструкция по приготовлению обязательна для выполнения.

Калькулятор расхода асфальтобетонной смеси

Цветной асфальт, (другое его название цветная асфальтобетонная смесь) – это искусственный материал, композитного состава для строительства дорог, состоящий из минерального наполнителя (щебень или гравий, минеральный порошок и песок), вяжущего органического вещества (светлого, тёмного, бесцветного) и окрашивающей составляющей. От обычного, привычного для всех серого дорожного полотна, цветной асфальт отличается лишь разнообразием своих оттенков. При помощи цветной пигметации, асфальт возможно окрасить в абсолютно любой цвет – от белого до сиреневого.

Состав цветного асфальтового дорожного покрытия

Принципиальных отличий в структурных составляющих и технологии приготовления цветного асфальтного покрытия от создания привычного всем обычного серого асфальта нет. Но, тем не менее, в составе цветного дорожного покрытия присутствуют три компонента, которые не применяются при приготовлении обычного асфальта. Это:

  1. пигмент для окраски;
  2. органическое вяжущее;
  3. минеральный наполнитель
Читайте также:  Пеноблок или брус: что лучше и дешевле

Для приготовления цветного асфальтового покрытия возможно применение органических или неорганических пигментов для окраски. Как правило, при приготовлении применяется неорганическая пигментация асфальта, так как она более дешевая и, в то же время, более устойчива к влиянию природных факторов. Органические пигменты отличаются неоправданно завышенной ценой в сочетании с недолговечностью.

При создании цветного асфальта используются такие неорганические пигменты, как оксиды свинца, цинка, хрома или железа. Для изготовления белого асфальта используют однопроцентный диоксид титана, для желтого – свинцовый крон желтого цвета, для оранжевого – оранжевый крон. Все пигменты для окраски выпускаются в виде порошков. Какую пигментацию выбрать зависит от вида вяжущего вещества. Если в составе асфальта присутствует черный или серый дорожный битум, возможно применение только оксидов железа или оксидов хрома, которые дают в результате темно-красный или темно-зеленый цвет дорожного полотна. Если же при приготовлении асфальтовой смеси используется осветленный битум или светлое органическое вяжущее, то выбор расцветки для магистрали будет более широким, от белого до синего.

Для создания яркого асфальтового полотна применяется вяжущее органическое вещество, в то время как для приготовления серого асфальтобетона применяется черный битум. От правильного выбора вяжущего органического вещества зависит яркость, насыщенность цвета готового асфальтного полотна. Поэтому для создания цветного асфальта лучшим вариантом будет применение нефтяного осветленного битума или прозрачного вяжущего oрганического вещества. В последнее время для пригoтовления цветного aсфальта все чаще стало применяться уже готовое бесцветное вяжущее испанского производства «Рекофал». Его возможно окрасить в любой цветовой гамме при помощи добавления красящего пигмента. Такое вяжущее вещество имеет гранулированную форму и темную или светлую окраску, а может быть прозрачным.

Минеральный наполнитель для серого асфальта состоит из таких компонентов, как песок? гравий или щебень и минеральный порошок. Минеральными наполнителями для цветного асфальта могут быть щебень, кирпичный или кварцитовый, крошка мраморная, а также некоторые другие наполнители отличной от серой цветовой гаммы. Выбранный цвет минерального наполнителя должен соответствовать конечному оттенку дорожного покрытия, чтобы при долгой эксплуатации дорожного полотна, когда происходит выцветание верхнего слоя, не пробивался стандартные серый наполнитель. Если же минеральное наполнение дорожного полотна в одной цветовой гамме с окрашивающим пигментом, то даже после эксплуатации дороги на протяжении не одного года, ее цвет останется однородным.

Следует отметить, что цветной асфальт можно получить не только путем добавления пигментных компонентов на этапе производства сырья. Есть еще несколько способов, которые применяют строительные компании:

  • укладка клинкера или брусчатки;
  • обработка поверхности асфальта щебнем нужного цвета;
  • окрашивание поверхности дорожной краской или другими методиками.

При этом, использование цветного асфальта более оправдано, потому как покрытие характеризуется устойчивостью цвета, простотой в укладке, не требует проведения дополнительных работ, направленных на окрашивание поверхности, влекущих сопутствующие финансовые расходы.

Для сравнения – окрашенный асфальт теряет былой цвет уже через 2-3 года, поэтому по истечению данного срока его придется красить повторно. Что касается мощения цветными фигурными деталями, работа отнимает больше времени, а в дальнейшем элементы могут деформироваться и разрушаться, требуя замены. В любом случае, строителям приходится оценивать интенсивность эксплуатации определенного участка полотна, имеющийся бюджет, требования к эстетичности готового результата. И на основании перечисленных моментов удается подобрать оптимальный для конкретного случая вариант.

При выборе цветного асфальта важно особое внимание уделять его составу. Для получения необходимого цвета производители используют разные пигменты и вяжущие вещества. Последние оказывают влияние на яркость цвета покрытия, определяют его устойчивость к воздействию негативных факторов. Что касается красящих пигментов, то их разделяют на органические и неорганические. Второй тип более доступен по цене и превосходит органику по эксплуатационным характеристикам, поэтому получил заметное распространение. В любом случае, выбирать следует в каждой ситуации отдельно, опираясь на имеющиеся возможности и требования.

© Ольга Москаленко ORBIZ.by

Методики оформления дорожного покрытия в цвет

Существует четыре метода создания цветного асфальтобетона.

  1. Асфальтирование дороги цветным дорожным полотном.
  2. Мощение дороги цветовыми элементами: брусчатка, тротуарная плитка, клинкер.
  3. Покрытие цветным щебнем поверхности готового полотна дороги.
  4. Покраска серого шоссе термопластиком или холодным пластиком, специализированной краской для дорожной разметки.

Покрытие щебнем и покраска – наиболее дешевые варианты, но они не практичны и не долговечны, так как краска имеет свойство стираться, а щебень при интенсивном потоке транспорта и чрезмерном пешеходном движении изнашивается. Специальная краска для дорожного покрытия держится на асфальтобетоне не дольше трех лет, но под воздействием природных факторов, солнца и дождя, срок эксплуатации такого дорожного полотна сокращается почти вдвое.

Наиболее качественными являются такие покрытия для дорог, как цветная тротуарная плитка и цветное асфальтирование. Первый вариант подходит для мощения небольших территорий – тротуар, пешеходные зоны в парках, площади, скверы. Для магистралей, конечно же, этот вариант не подходит. Поэтому единственной качественной и долговечной альтернативой цветового дорожного полотна для магистралей становится цветной асфальтобетон.

Классифицировать его возможно по следующим параметрам.

ПараметрыОтличия
Градус температуры для укладкиВысокая, средняя, низкая
Метод уплотнения и укладкиЛитой или уплотняемый
Оттенок минерального наполнителяСтандартный серый или цветовой
Вид вяжущего органического веществаНефтяной, осветленный или бесцветный битум

Область применения

В странах запада цветовое покрытие для дорог уже приобрело широкую популярность при дорожном строительстве, так как статистика указывает на снижение аварийных ситуаций на дорогах с цветовым решением. Яркий цвет самой дороги или дорожной разметки, помогает и водителям, и пешеходам, ориентироваться среди интенсивного потока автомобилей.

Применять цветное асфальтобетонное покрытие возможно при разметке «зебр», остановок для общественного транспорта, велосипедных треков. В темных тоннелях широко применяется белый асфальт для создания дополнительного источника света. Также в целях безопасности движения цветное асфальтовое покрытие применяется для разметки территорий аэропортов, вокзалов, грузовых терминалов, портов. Таким образом, цветовое решение для дорожного покрытия выполняет не только эстетическую функцию, но и решает вопросы регулирования автомобильного потока.

В России цветной асфальтобетон дорожное покрытие пока еще относится к декоративным продуктам, поэтому его производство осуществляется в небольших объемах и, как правило, по индивидуальному заказу. Причиной тому является его высокая стоимость и сложность технологии приготовления.

Новое в строительстве — цветной асфальт

Подробности Опубликовано 09.09.2015 18:46 Укладка асфальтом или асфальтной крошкой дорожек, придомовых площадок или других территорий сегодня, это не только традиционный метод придать своему участку более ухоженный вид, но и возможность привнести некоторые краски в окружающую среду, украсить свой приусадебный участок.
Для этого современными учеными была выведена особенная формула производства разноцветного асфальта. Что же представляет собой этот довольно необычный материал? Каковы его плюсы и существуют ли недостатки? По своей сути цветной асфальт не отличается от классического серого варианта покрытия. При его производстве соблюдаются все основные технологические процессы, стой лишь разницей, что добавляется определенный цветовой пигмент, который и дает яркий окрас для асфальта.

Как правило, цветовая гамма материала состоит из желтого, красного, коричневого, зеленого, фиолетового и оранжевых цветов. Такая широкая палитра очень привлекает потребителя. Также к достоинствам покрытия из асфальта относятся: особая прочность, универсальность применения, относительно невысокая цена.

Асфальт на порядок дешевле, чем природный камень, брусчатка или тротуарная плитка. Выбирая в качестве дорожного покрытия цветной асфальт, вы можете провести некое зонирование своего участка, сделать в единой цветовой решении фасад здания и участок придомовой территории.

Очень красиво смотрится подъезд, к вашему дому выполненный из цветного асфальта. Благодаря своему нестандартному внешнему виду на цветной асфальт обратили внимание не только частные лица, но крупные копании, которые желают выделиться среди скучного фона офисных учреждений. Однако выбирая асфальт для покрытия своего участка, следует помнить и о его недостатках: 1. Асфальт довольно токсичный материал и при высоких температурах начинает плавиться, выделяя ядовитые пары. 2. Укладка материала требует знаний, опыта и специальных инструментов. Если монтаж произведен с ошибками, то при первой непогоде начнется процесс разрушения. Перед тем как приобрести разноцветный асфальт ознакомьтесь с существующими компаниями — производителями, изучите отзывы о них, обратите внимание на их репутацию. Такой тщательный подход обусловлен тем, что практически каждая компания производит обычные марки асфальта, начала выпускать цветной вариант. Делая свой выбор в пользу цветного асфальта, мы сможете получить яркий и индивидуальный дизайн своего приусадебного участка.

  • Используем энергию природы — 14/10/2015
  • Стоит ли использовать внутрипольные конвекторы водяного отопления? — 06/10/2015
  • Альтернативные виды отопления для вашего дома — 03/10/2015
  • Разновидности блочно-модульных котельных: какую выбрать? — 29/09/2015
  • Чем отличаются бытовые электроточила от профессиональных? — 14/09/2015

Состав асфальтобетона

От дорожного покрытия требуется прочность и надежность, оно должно выдерживать многотонную нагрузку и не деформироваться под воздействием природных явлений. Асфальтобетон обладает именно такими свойствами и поэтому используется при строительстве дорог. Асфальтобетонная смесь различается по составу, каждый вид предназначен для определенных дорожно-строительных работ. “Все об асфальтобетоне: состав, использование, ГОСТы” – так звучит тема данной статьи.

Общие сведения об асфальтобетонной смеси

Во всем мире асфальтобетон является самым оптимальным материалом для создания и ремонта пешеходных и проезжих зон, территорий при аэродромах и взлетных полос. Качество покрытия зависит от многих факторов: соблюдены ли технологии укладки и состава смеси, добавляются ли в нее дополнительные компоненты, повышающие стойкость и пластичность материала. Основу асфальтобетонной смеси составляют измельченный в крошку гравий (или щебень) и песок, связывает эти компоненты битум. Подбор компонентов неслучаен, каждый отвечает за определенные задачи:

  1. Битум исполняет роль «клея», связывающего твердые и сыпучие компоненты. Получить битум можно при разработке природных асфальтовых залежей или путем химического синтеза нефтепродуктов.

  1. Щебень и песок заполняют пустоты, усиливая конструкцию и обеспечивая ее долговечность. Если данных компонентов в смеси недостаточно, асфальт не держит форму уже на этапе укладки, а в дальнейшем механическая прочность становится еще меньше.

Внимание! Слишком большое количество щебня и песка также пагубно для состава асфальтобетона. В этом случае покрытие крошится и быстро изнашивается.

  1. Минеральный порошок получают при размалывании известняка, шлаков и доломитов. Он необходим для придания битуму меньшей текучести. Кроме того, порошок позволяет существенно сократить расход битума.

Нужно отметить, что асфальтобетонные смеси используются не только для создания нового дорожного полотна, литой асфальт подходит для ремонта – он не требует уплотнения и выравнивания и не создает перепадов с уровнем старого покрытия.

Современные технологии изменили асфальтобетон

Современный мир диктует свои правила. Ремонт дорог (или укладка новых) желательно проводить быстро, без погрешностей и делать это в любую погоду. Литой асфальтобетон отвечает всем требованиям. Соответствующий ГОСТ Р 54401-2011 регламентирует технологию укладки без уплотнения.

Пластичность смеси обеспечивается ее высокой температурой – 190 и повышается за счет еще большего нагревания.

Состав включает большее количество полимерных добавок и битума, но при этом уменьшается доля минералов, что минимизирует зернистость. Повышенная тягучесть позволяет не уплотнять смесь.

Для связки всех компонентов литого асфальта применяется полимерно-битумная смесь. Она также усиливает покрытие, наделяя его повышенной износостойкостью, не допуская быстрого появления трещин в течение эксплуатации.

Важно! Только неукоснительное соблюдение технологии производства литого асфальтобетона позволит получить прочное покрытие. Любое нарушение состава ведет к изменению свойств.

Декорирование дорожных покрытий, тротуаров, площадок

Асфальтобетон может использоваться не только для стандартных типов покрытий, но и при создании особого дизайна пешеходных зон. С помощью цветного асфальта наносится разметка на проезжей части.

Нестандартный вид покрытия получается путем тиснения или рифления, цвет придают минералы и цветные инертные материалы. Яркость оттенков регулируется осветлением битума или использованием искусственного.

Главным недостатком данной технологии является ее высокая стоимость. Для сокращения расходов цветные гранулы не добавляются в основную смесь на стадии изготовления. Крошку втирают в верхний слой уже положенного, но не застывшего асфальта.

Физико-механические характеристики

ГОСТ 9128-97 фиксирует нормативы физических параметров, соблюдение которых влияет на качество полученной асфальтобетонной смеси:

  1. Плотность состава варьируется в зависимости от типа песка. Шлаковый дает плотность 2300 кг/м3, а кварцевый – 2100 кг/м3. Как видно, шлаковый песок лучше уплотняет смесь. Данные показатели важны при количественных расчетах материала перед его изготовлением.
  2. Нормы расхода материала при укладке прописаны в СНиПе 3.06.06-88.

ГОСТ 9128-97 регулирует вес смеси, он не должен превышать 2000-2200 кг/м3.

Важно! Возможны погрешности ввиду геодезических особенностей участка и используемой марки асфальта.

Расход дорожной смеси

При выведении средней величины расхода материала учитываются толщина слоя и площадь участка, структура исходной и конечной поверхностей.

Основная формула для горячего материала выглядит так: 1м 2 участка требует 25 кг асфальтобетона для укатки слоя толщиной 1 см.

Расход холодного асфальтобетона выше в 4 раза, но это компенсируется его эксплуатационными характеристиками и особенностями укладки.

Несмотря на наличие формулы и регулирующих стандартов, расчеты объемов производятся специалистами после тщательного изучения участка. Нередко требуется лично посетить место будущей стройки, чтобы учесть все геодезические нюансы.

Прочный асфальтобетон с низкой себестоимостью

Продлить срок службы часто используемого дорожного покрытия (например, трасса между городами) можно путем долевого изменения состава классической асфальтобетонной смеси. Увеличение количества измельченного щебня повышает износостойкость полотна и усиливает сцепление. ГОСТ 31015-2002 определяет пропорциональную составляющую щебня, она может доходить до 80%. Также в состав добавляется мастика, ее доля составляет до 7,5%. Для снижения расхода материала используются целлюлозосодержащие добавки.

Основные составляющие заявлены в названии: «щебеночно-мастичный асфальтобетон», укладка производится в горячем виде. Высокое качество дорожного полотна из ЩМА является причиной приоритетного использования именно этой смеси для укладки международных трасс и взлетных площадок аэропортов.

Что входит в состав асфальтобетона?

Состав смеси предусматривает пропорциональные изменения в зависимости от характеристик строящегося участка и используемого на нем асфальтобетона.

Вяжущее вещество

Для связки сыпучих компонентов применяется смолоподобный продукт – битум. Каждая марка асфальта предусматривает свою величину, но не более 6% битума на всю смесь. Задача битума в обеспечении прочности, пластичности и влагостойкости дорожного покрытия.

Использование битума в разных пропорциях приводит к получению асфальтобетонной смеси с различными характеристиками. Делается это для облегчения работы с материалом в разных климатических зонах, а также для повышения прочности готового дорожного полотна.

Битум может быть вязким или жидким. При нагревании материала вязкость уменьшается. Жидкий битум используется в зимнее время. Добавляются растворители и присадки, которые возвращают битум в вязкое состояние при затвердевании.

Каменный наполнитель

Основа любой асфальтобетонной смеси – это различный по фракциям щебень и гравий. На консистенцию влияет каждая мелочь: размер и форма камней, их происхождение, характеристики сопротивляемости. Не последняя роль у процентного соотношения компонентов.

  • Осадочные и метаморфические породы подходят для производства материалов высокой плотности.
  • Щебень из шлака или гравия невозможно использовать для высокоплотного слоя покрытия.

Зерновой состав тщательно проверяется. Соотношение зерен по диаметру, процент пыли и глины в составе влияет на качество покрытия. Недопустимо чрезмерное количество пластинчатых или игольчатых зерен. Согласно ГОСТу 8267, а также ГОСТу 3344 процентное содержание таких зерен не должно превышать 15% для плотной смеси, 25% для типа Б и 35% для типа А.

Песок

Нормативные данные прописаны в ГОСТ 8736. Песок обязательно входит в состав любой разновидности асфальтобетонной смеси. При том одинаково возможно использование отсева или карьерного материала.

  • В зависимости от необходимой пористости используется материал разного класса прочности, чем выше пористость, тем ниже класс: от 800 или 1000, до 400.
  • Глина в смеси влияет на морозостойкость, поэтому диаметр таких частиц не превышает 0,16 мм. Плотные смеси допускают содержание до 0,5 %, а пористые 1%.

Минеральный порошок

Цементная пыль применяется для заполнения мельчайших пустот в асфальтобетоне для обеспечения прочности покрытия. Зерна в размере не превышают 0,074 мм. Основные производители этого компонента – цементные и металлургические предприятия. Материал собирается при помощи системы пылеуловителей. ГОСТ 16557 регламентирует основные характеристики.

Дополнительные компоненты

Изменение классического состава возможно для придания асфальтобетону специфических особенностей. В этом случае добавляются компоненты, которые можно разделить на 2 типа:

  1. Специально разработанные для стабилизации или продления срока эксплуатации, пластификаторы. Этот тип компонентов дороже.
  2. Вторичное сырье, например, переработанные покрышки и сера. Стоимость таких компонентов ниже.

Как проходит производство асфальтобетонных смесей?

Прежде, чем приступить к производству смеси, проводится анализ будущего покрытия согласно его основному назначению. Состав асфальтобетонной смеси для тротуара будет существенно различаться от смеси для автобана.

Технологический процесс состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка минеральных материалов, в нее входит сушка и нагрев.
  2. Подготовка битума. При подаче вяжущее вещество распыляется для равномерного обволакивания каждой фракции.
  3. Порционное деление всех компонентов.
  4. Смешивание всех компонентов, длительность варьируется в зависимости от зернистости. Очередность добавления компонентов влияет на качество смеси. Лучший эффект достигается единовременным смешиванием всех составляющих.
  5. Погрузка смеси в специальные бункеры или сразу в кузова самосвалов.
Ссылка на основную публикацию