Тоннельная опалубка – особенности, достоинства и недостатки
Возводя конструкции из монолитного железобетона, строители пользуются разными опалубочными системами, выбор которых обусловлен проектным заданием. Одним из вариантов таких решений является тоннельная опалубка, представляющая собой специальную систему, позволяющую за один рабочий цикл бетонировать не только стены, но и перекрытия. Новая технология дает возможность существенно экономить время, необходимое для проведения определенных строительных работ.
Сфера применения
С помощью такой технологии бетонируют цельные конструкции, что дает неплохие преимущества в строительной сфере. Согласитесь, что минимальное количество швов делает объект только прочнее.
Тоннельную (ее еще называют туннельной) опалубку используют для отливки горизонтальных и вертикальных конструкций в профессиональном строительстве. Применяется такая система при строительстве объектов жилого назначения, коллекторов и иных конструкций, подразумевающих повышенный уровень прочности. Один из таких примеров – метро.
Особенности опалубки
По своему устройству тоннельная опалубочная система напоминает обычные конструкции съемного типа. Роль несущего элементы отводится обвязочному контуру, для изготовления которого применяются черный металл и сварочный аппарат. Правда, палубу из фанерных листов заменили металлические аналоги, толщина которых варьируется в пределах 3 – 4 мм.
Элемент опалубочной конструкции исполнен аналогичным способом, но контур обвязки усилен не простыми ребрами для дополнительной жесткости, как в обычной конструкции для отливки стен, а стальными балками, после заливки бетонного раствора полностью принимающими на себя нагрузочные воздействия статистического и динамического характера.
Разделяют следующие виды тоннельной опалубки:
- односекционная – туннель с полным сечением, состоит из пары стенок и перекрытия;
- двухсекционная – любая секция своей формой напоминает букву Г (имеет стену и половину перекрытия).
Опалубка тоннельного типа бывает скользящей. Как только залитый бетон схватится, собранный модуль передвигается вдоль осевой линии, чтобы залить раствором очередной участок. Применение туннельной опалубки при монолитном строительстве подразумевает использование специальных смазывающих составов, минимизирующих сцепляемость бетонной поверхности с металлом, что в определенной степени облегчает выполнение распалубки или перемещение конструкции на новый участок. Кроме этого, использование смазки повышает качественные характеристики конструкций, возведенных из железобетона.
Туннельная опалубка съемного типа, используется многократно. Оборачиваемость одного комплекта достигает восьмисот циклов, если за элементами конструкции организован соответствующий уход и своевременно выполняется текущий ремонт.
С помощью такой опалубочной конструкции можно вести строительные работы при пониженном температурном режиме, не добавляя в бетонную смесь антифризные добавки.
Объясняется это тем, что есть возможность опалубочную систему данного типа нагревать тепловыми установками, работающими автономно или от промышленной сети. Конструкция замкнутого типа минимизирует тепловые потери, железо нагревается оперативно, передавая свое тепло залитому бетонному раствору.
Правда, для тоннельной опалубки предусмотрены определенные ограничения – ей возможно заливать перекрытия высотой до двух с половиной метров. Если предстоит работа на большей высоте, систему усиливают обвязочными элементами, что влечет за собой рост массы конструкции, осложняя рабочий процесс. Если не выполнить это требование, жесткость и устойчивость системы не будут отвечать необходимым проектным требованиям.
Элементы конструкции
Опалубочная система представляет собой набор элементов, с помощью которого можно строить типовые объекты в кратчайшие сроки, снижая трудовые затраты по сравнению со строительством. Выполняемым панельным методом.
Основу комплекта составляет секция, имеющая прямоугольное сечение. Состоит она из щитов, располагаемых вертикально и горизонтально. Высота первой группы щитовых элементов равна высоте стен, а второй – параметрам перекрытий. В ряде случаев пользуются не цельными секциями, а их половинками, стыкуемыми непосредственно перед бетонированием.
Аналогичным образом для щитового комплекта опалубки выглядят вертикальные элементы тоннельной системы. Трехмиллиметровые щиты имеют длину 1.25 или 2.5 м.
В комплекте с вертикальной панелью идет пара винтовых домкратов, чтобы выставлять формы на необходимой высоте, и роликовые механизмы, облегчающие процесс передвижения конструкции в сборе. Длина горизонтальных щитов стандартная – 2.5 м.
Монтаж
Тоннельная опалубка представлена специальными модулями крупных габаритов. Из них непосредственно на месте бетонирования монтируют цельную систему. Алгоритм действий следующий:
- уточняются объемы предстоящих работ, в соответствии с проектом рисуется схема установки опалубки;
- выполняются необходимые расчеты, с помощью которых устанавливается необходимость в щитах, опорных элементах, откосах и других комплектующих;
- элементы каркасной системы перевозятся на строительную площадку;
- выполняется сборка опалубки.
Устанавливая металлоконструкцию, действовать лучше всего в определенной последовательности;
- выставляются стеновые элементы по проектным размерам;
- монтируются щиты под устройство перекрытий;
- крепятся откосы, чтобы придать всей конструкции необходимый показатель жесткости.
Строгая последовательность действий позволяет смонтировать цельную либо имеющую разрывы модульную конструкцию.
Длина всего тоннеля достигает 12.5 м. Соединение элементов стен и потолков выполняется с помощью специального шпона, гарантирующего высокоточную сборку и защищенность от перекоса при заливке бетонного раствора.
Демонтаж
К разборке опалубки следует приступать, как только бетон наберет не менее восьмидесяти процентов требуемой прочности. Для демонтажных работ применяют специальную технику. Все действия выполняются в обратной последовательности.
Преимущества и недостатки
Тоннельная опалубочная конструкция, благодаря своим достоинствам, в строительной отрасли нашла себе широкое применение:
- с ее помощью бетонируются конструкции типовых объектов за один рабочий цикл, полученные сооружения не имеют шовных участков;
- повышается скорость выполнения строительных работ;
- с помощью такой опалубки получаются идеальные по своей точности формы конструкций;
- все сооружения отличаются хорошим качеством.
В качестве отрицательных моментов строители отмечают большую массу форм. Для их установки и демонтажа приходится привлекать специальную погрузочную технику. Для работ, связанных с установкой тоннельной опалубки, привлекаются соответствующие квалифицированные специалисты.
Заключение
Тоннельная система может применяться многократно, постоянно гарантируя высокий уровень качества бетонирования, сокращение времени, необходимого для проведения работ, и финансовых расходов.
Тоннельная опалубка в жилищном строительстве
Применение туннельной опалубки
Опалубку используют для отделки туннелей и коллекторов, бетонирования конструкций жилых и общественных зданий, возводимых закрытым способом.
Туннельная опалубка конструктивно мало отличается от горизонтально перемещаемой. Она включает в себя шиты — панели, прикрепленные к каркасу, который снабжен фиксирующими и распалубочными устройствами и механизмом для горизонтального перемещения опалубки по направляющим.
Туннельная опалубка применима и для возведения зданий, когда целесообразна продольная схема перемещения опалубки (больницы, дома отдыха, гостиницы). В этом случае возведение всех элементов этажа, включая и наружные стены, становится непрерывным. Для внутренних стен при перемещении опалубки оставляют поперечные щели, после установки инвентарной крупнощитовой опалубки через эти щели будет осуществлено бетонирование.
При возведении зданий с использованием горизонтально извлекаемых опалубок появляются дополнительные трудозатраты за счет создания специальных площадок для извлечения и временного размещения до перестановки на новое место опалубочных блоков.
Туннельная опалубка позволяет одновременно бетонировать стены и перекрытия, что существенно повышает монолитность, целостность и надежность конструкции. Опалубка состоит из нескольких элементов длиной 2,5 м, называемых секциями. Секция имеет прямоугольное сечение и состоит из двух вертикальных щитов высотой, равной высоте бетонируемой стены, и одного горизонтального щита, ширина которого соответствует ширине перекрытия. Каждая секция может быть разъединена на две полусекции с соединительным швом вдоль оси горизонтального шита. Этот туннель называют двухсекционным; если туннель изготовлен или используется в собранном виде, его называют односекционным.
Рис. 11.17. Установка укрупненного блока туннельной опалубки
Применение трансформируемой объемно-переставной опалубки для разных пролетов, толщины стен, при необходимости, и высоты этажей позволяет получать разнообразные объемно-планировочные решения зданий. Объемно-переставная опалубка, по сравнению с крупнощитовой, имеет относительно сложную конструкцию и большую стоимость. Поэтому ее целесообразно использовать для возведения большой серии монолитных зданий в одном районе и с высоким темпом оборачиваемости опалубки.
Рис. 11.18. Строительство зданий из монолитного бетона с применением объемной вертикально извлекаемой опалубки:
а — устройство междуэтажных перекрытий; б — внутренних перегородок; в — вертикальных несущих элементов; 1 — объемный элемент; 2 — щитовая опалубка наружных стен; 3 — сборные элементы здания; 4 — арматура междуэтажных перекрытий; 5 — монолитная плита междуэтажного перекрытия
Конструктивно опалубка может иметь самое разнообразное решение. Принципиальной является возможность значительного отклонения боковых щитов от вертикали, они могут смещаться к центру при распалубке и, наоборот, возвращаться в вертикальное положение при установке опалубки в рабочее состояние. Горизонтальный щит также может иметь различное конструктивное решение, но главное требование к нему — легкость установки и распалубливания. Отрыв щита от бетона происходит при одновременном действии трех факторов: опускание боковых щитов на несколько сантиметров с помощью домкратов, отклонение боковых щитов от вертикали (что снижает их высоту по вертикали) и отрыв горизонтальных щитов в центре пролета с помощью домкратов.
В зависимости от применяемой технологии и наличия соответствующих приспособлений используют несколько схем демонтажа объемно-переставной опалубки. Демонтаж опалубки может быть осуществлен (рис. 11.19.):
• мелкими П-образными секциями длиной 1,2. 1,8 м путем их выкатки на выносные подмости и подъема с них краном;
Рис. 11.19. Схема демонтажа объемно-переставной и туннельной опалубки:
•мелкими секциями через специально оставленные при бетонировании проемы в перекрытиях;
Рис. 11.20. Монтаж опалубки
Применение выносных подмостей повышает затраты труда, поэтому рациональнее использовать извлечение опалубки крупными секциями и их перестановку с помощью специальных траверс.
При демонтаже опалубки мелкими секциями первоначально их отсоединяют в замках. С помощью домкратов и струбцин отжимают опалубку крайней секции от забетонированной конструкции, щиты этой опалубки отрывают от бетонных поверхностей. Всю эту секцию опускают на катки. Затем секцию выкатывают на площадку выносных подмостей, стропуют и перемещают краном на участок, подготовленный к монтажу опалубки. Далее те же операции повторяют со следующими секциями поочередно, осуществляя отрыв их от забетонированных поверхностей с помощью гидравлических или винтовых домкратов. Более эффективно использовать специальную траверсу, которая захватывает секцию без предварительного выкатывания на выносные подмости. В результате снижаются трудозатраты на монтаж и демонтаж опалубки.
Для демонтажа опалубки можно использовать специальные проемы в перекрытиях (например, проемы лифтовых шахт или специально временно оставляемые проемы). Демонтаж также ведут отдельными секциями в той же очередности. Секции выкатывают в проем и поднимают краном с последующей установкой на новое место.
Возможно применение схемы демонтажа сразу всего блока опалубки. Для этого необходима траверса специальной конструкции, блок опалубки должен иметь тележки для выкатывания. По мере выдвижения опалубочного блока устанавливают по центру пролета временные телескопические стойки с фиксирующими домкратами.
Использование объемно-переставной опалубки позволяет добиться снижения трудоемкости опалубочных работ и делает процесс возведения монолитных конструкций здания наиболее индустриальным.
Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1000 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Тоннельная опалубка: технология
Опалубка для тоннелей, которую госты классифицируют по устройству, как горизонтально-перемещаемую конструкцию, используется, как при открытой, так и закрытой технологии бетонирования туннеля. При возведении туннеля или коллектора открытым способом удобно применять катучую опалубку, имеющую более простую конструкцию удобную для заливки и трамбовки бетона. Во втором случае, когда приходится строить туннель закрытым способом, применяется специальная сложная конструкция тоннельной опалубки, состоящая из щитов с технологическими отверстиями для подачи бетона.
Технология возведения опалубки для тоннелей
Это оборудование, предназначенное для изготовления монолитной конструкции тоннелей и их вспомогательных элементов из бетонного раствора при использовании закрытой технологии производства. Бетон заливается между внешней стороной опалубочных щитов и поверхностью грунта. Для уплотнения раствора используются вибраторы, вытесняющие воздух из залитых слоёв бетона. Это приводит к получению сплошных и плотных стен тоннеля после застывания раствора.
Опалубка представляет собой конструкцию из горизонтальных и вертикальных крупнощитовых панелей, закреплённых на горизонтальных балках, образующих жёсткий каркас, который может перемещаться вдоль тоннеля на опорах по направляющим полозьям. Для увеличения ширины опалубки используются вкладные и выдвижные панели. Для обеспечения нагрузочной способности щитов и жёсткости конструкции применяются упоры и подкосы.
Горизонтальные и вертикальные панели должны располагаться строго перпендикулярно, что обеспечивается триангуляторами в основании подкосов. Собранный из двух половинок каркас составляет один модуль. Длина модуля может составлять 125 и 250 см. Модули могут наращиваться до 12,5 м длины. Крепление модулей между собой обеспечивается с помощью шпонок, которые вставляются пазы соединительной обвязки. Такое соединение предотвращает смещение модулей в плоскости наружной палубы.
Модули стягиваются друг к другу специальными замками или шкворнями. В качестве палубы щитов применяются металлические листы 3-4 мм толщиной. Щиты усилены металлическими рёбрами жёсткости и балками. Для лучшего скольжения опалубки при её перемещении палуба должна обрабатываться перед заливкой специальной смазкой. По конструкции модуль тоннельной опалубки может быть односекционным (П-образным) или двухсекционным (Г-образным).
Опалубка для тоннелей относится к оборудованию инвентарного типа. Государственные стандарты требуют, чтобы оборачиваемость её составляла не менее 80-150 м перемещения. Фактически она может выдержать 800 разовое применение при должном обслуживании и содержании. Металлическая палуба позволяет проводить бетонирование при минусовых температурах с использованием тепловых пушек, прогревающих щиты, которые в свою очередь отдают тепло раствору. Преимуществом перемещаемой тоннельной опалубки является высокая скорость строительства тоннеля. Недостатком является относительно небольшая их высота, которая может достигать 2,5 м. При необходимости строительства высоких тоннелей целесообразнее использовать туннельные опалубки арочного типа марки «Гамма», имеющие более усложнённое устройство и высокую стоимость.
Основные технические показатели опалубки
Нормативно-техническая документация на различные типы сборной тоннельной опалубки позволят обобщить и усреднить их основные технические характеристики. В таблице приведены параметры стандартной тоннельной опалубки, укомплектованной тремя типами панелей.
Средние затраты времени на заливку при сборке опалубки краном | до 2 час/м |
Погонная нагрузочная способность | до 6 т/м |
Погонная масса опалубки | до 100 кг/м |
Размеры горизонтальной панели по типам 1/2/3 | 1,2-1,6/1,8-2,4/2,4-3,0 (м) |
Длина модуля основной панели | 125 см |
Ширина модуля | 2,4-6,0 (м) |
Максимальная длина опалубки при соответствующей грузоподъёмности домкратов | 12,5 м |
Ширина вкладных панелей | 5-60 (см) |
Тоннельная опалубка может использоваться и в строительстве зданий, где требуется продольно перемещаемая опалубка, например, при возведении длинных коридоров, соединяющих отдельные части здания.
Туннельная опалубка
Одной из наиболее популярных сегодня в монолитном строительстве является технология туннельной опалубки. Такая оснастка имеет достаточно узкий спектр применения, свои особенности монтажа и эксплуатации, однако отличается рядом преимуществ перед другими способами формирования конструкций. Также отдельно стоит рассматривать ее стоимость и рентабельность.
Применение туннельной опалубки
Прежде всего следует определить, что такое туннельная опалубка. Фактически это модульно-щитовая оснастка, которая дает возможность за один цикл заливки бетонной смеси формировать монолитную конструкцию, состоящую из стен и перекрытия. Эта технология изначально применялась при возведении тоннелей, в том числе арочных. Именно поэтому за ней закрепилось такое название.
Сегодня тоннельная опалубка применяется не только при реализации вышеуказанных проектов. Она успешно используется для строительства типовых зданий, в том числе многоэтажных, характерной особенностью которых является минимальное количество технологических проемов – дверных, оконных и прочих. Особой популярностью технология туннельной опалубки пользуется при возведении зданий, где присутствует большое количество длинных пролетов или коридоров.
Конструкция туннельной опалубки
Классическая объемно-переставная туннельная опалубка собирается из отдельных щитов или модулей. При этом могут использоваться как цельные П-образные конструкции, так и половинчатые, то есть Г-образные. Также оснастка этого типа может обустраиваться только из стеновых или потолочных щитов. Во всех случаях применяются практически одни и те же методы монтажа и фиксации.
Если взять в качестве примера Г-образную систему туннельной опалубки, то каждый модуль в ней будет состоять из двух конструкций.
Между собой они соединяются при помощи шпонок, шкворней и других приспособлений. Устойчивость конструкции обеспечивается за счет раскосов, которые соединяют вертикальную и горизонтальную части опалубки. Прочность, которая позволяет выдерживать давление бетона, обеспечивается за счет ребер жесткости или дополнительных поперечных балок, выступающих в роли основы щитов.
Используя такие модули, строители получают возможность быстро возводить достаточно длинные пролеты. Типичные размеры туннельной опалубки (погонная длина одного модуля или щита) составляют от 1,25 до 2,5 метра. Из таких модулей собирается пролет длиной до 12 метров. Высота перекрытий при использовании стандартной оснастки этого типа обычно имеет ограничение 2,5 метра.
Если требуется обустроить более высокие потолки, используются специальные щиты и дополнительные опоры для фиксации.
Помимо установки вышеописанной сборной конструкции перед формированием монолита закладывается арматурный каркас.
Палубы туннельной оснастки обычно изготавливаются из стали. Толщина листов в зависимости от особенностей проекта может составлять 3-4 миллиметра. Фанера в туннельной опалубке, как правило, не используется.
Отдельно стоит отметить, что существует также скользящая объемно-переставная опалубка. Принцип ее использования заключается в цикличном перемещении поддерживающей конструкции после схватывания бетона. Делается это при помощи заблаговременно установленных направляющих. Такая технология применяется при строительстве длинных коридоров в больницах, школах и других зданиях. Палуба при этом обязательно обрабатывается специальными смазывающими средствами, чтобы ее можно было легко отделить от застывшего бетона.
Преимущества и недостатки использования туннельной опалубки
Недостатков у туннельной опалубки не много. Во-первых, такая оснастка не может использоваться при строительстве зданий со сложной планировкой и архитектурой. Она подходит только для типовых проектов. Во-вторых, при потребности сформировать достаточно высокие потолки необходимо дополнение конструкции специальными элементами. Таким образом, главный минус тоннельной опалубки – ее ограниченная функциональность.
При этом можно выделить ряд достоинств этой оснастки:
Тоннельная опалубка
Тоннельная опалубка – это специализированное оборудование в монолитном строительстве, позволяющее создать бесшовные бетонные стены и элементы перекрытий за один цикл. Применение такой технологии позволяет значительно сократить сроки строительства, а также обеспечивает отлитым конструкциям особую стойкость к деформационным нагрузкам, высшую точность размеров и лучшее качество поверхности.
Такие опалубочные системы применяются, как при строительстве подземных транспортных коммуникаций, так и для возведения объектов со значительным количеством пролетов и длинных коридоров. Туннельные опалубочные системы решают замену технологии строительства панельных домов на монолит. При этом увеличивается скорость проведения работ, сокращаются трудозатраты, и снижается общая стоимость строительства.
Особенности конструкции
Туннельная строительная опалубка является модульной конструкцией, состоящей из базовых элементов:
- Вертикальных щитов высотой от 620 до 2800 мм;
- Горизонтальных (потолочных) щитов длиной 620 до 2500 мм;
- Торцевых щитов, шириной 1250 и 1550 мм;
- Опор с домкратами, регулирующими высоту установки тоннеля;
- Ломающихся откосов с контргайкой.
Модульная конструкция системы делает возможной применение доборных вставок из металлического листа с элементами жесткости, которые устанавливаются в горизонтальные, вертикальные и торцевые щиты. Это позволяет наращивать размеры опалубки по высоте и ширине при наличии минимального числа комплектующих элементов. В монолитном строительстве применяются, как цельные П-образные системы, так и половинчатые. Конструкция универсальных Г-образных полутуннелей позволяет менять их размер по высоте, длине и ширине, что делает возможным использование одного комплекта опалубки на разных объектах строительства.
Соединение вертикальных щитов производится стяжными болтами и шпонками, позволяющими выравнивать края палуб. Особая конструкция подкоса обеспечивает быструю и точную фиксацию угла 90 ° между вертикальными и горизонтальными щитами при монтаже. Модульная конструкция позволяет соединить опалубку в один пролет длиной от 3.75 до 12 м.
Установка и демонтаж
Туннельная опалубка, состоящая из габаритных модулей, собирается непосредственно на месте проведения строительных работ по следующему алгоритму:
- Устанавливается объем строительных работ и составляется схематический чертеж конструкции в соответствии с проектом;
- Производителем работ выполняются расчеты, определяющие количество сборных элементов системы (щиты, откосы, опоры и крепления);
- На рабочей площадке выполняется сборка конструкции с применением грузоподъемной техники.
Сначала устанавливаются вертикальные элементы системы, потом монтируются потолочные щиты. Крепления между ними производят с помощью шпонов, которые не только обеспечивают герметичность, но и предотвращают перекосы конструкции при заполнении ее бетоном. Для обеспечения жесткости системы устанавливаются откосы. Собранная конструкция представляет из себя секцию, к которой по мере необходимости добавляют следующие модули.
Демонтаж туннельной опалубки производится после того, как залитый раствор набрал не менее 80% прочности. Разборка массивных секций также выполняется с применением строительной техники.
Преимущества туннельной опалубки
Несмотря на высокую стоимость, туннельная опалубка с оборачиваемостью до 1000 циклов без ремонта – эффективное и быстро окупаемое оборудование для монолитного строительства. Системы из металла не требуют затрат на регулярную замену формующих листов, а высокая точность отливки не нуждается в доработке и значительно сокращает объем отделочных работ.
Замкнутый контур конструкций позволяет использовать их круглый год и производить строительство при рабочих температурах до — 25°C. Для этого достаточно организовать внутренний прогрев секций, который выполняется с минимальными теплопотерями и обеспечивает дополнительный набор прочности бетона.
К дополнительным преимуществам применения съемной опалубки туннельного типа можно отнести:
- Возможность проведения строительных работ на ограниченной площади, что особенно важно при возведении объектов в зонах плотной городской планировки;
- Создание монолитных объектов, имеющих равномерное распределение нагрузки по всему периметру сооружения, что имеет большое значение для сейсмически активных регионов;
- Проведение заливки стен и перекрытий одновременно с выполнением электромонтажных работ, что существенно уменьшает сметную стоимость проекта и сроки его реализации.
Таким образом, применение туннельных опалубочных систем гарантирует высокое качество и надежность работ, а также уменьшение сроков их проведения. Применение универсальных опалубочных элементов положительно влияет на окупаемость оборудования и снижает финансовые затраты при строительстве.
Виды туннельной опалубки и особенности ее использования
При сооружении различных монолитных конструкций используются разные виды опалубочных систем. Выбор наиболее подходящего варианта осуществляется с учетом проекта. Одним из применяемых вариантов является тоннельная опалубка.
Это специальная система, благодаря которой можно произвести бетонирование стен и перекрытий за один цикл. Применение такой технологии позволяет значительно сократить время на возведение зданий.
- Сфера применения тоннельной опалубки
- Элементы опалубки
- Преимущества и недостатки туннельной опалубки
- Монтаж и демонтаж опалубки
Сфера применения тоннельной опалубки
Монолитная технология позволяет получить цельные элементы, и это большое преимущество указанного способа строительства. Ведь чем меньше в здании швов, тем сложнее будет его разрушить.
Такое приспособление, как тоннельная или, как еще говорят, туннельная опалубка позволяет за один строительный цикл отлить и вертикальные и горизонтальные элементы, таким образом, стены и перекрытия будут представлять монолитную конструкцию без шва между элементами.
Использование тоннельной опалубки распространено в профессиональном строительстве. Её применяют не только для возведения жилых зданий, но и другой конструкций, которые требуют повышенной надежности. Например, для строительства станций метро неглубокого заложения.
Элементы опалубки
Туннельная опалубка – это комплект элементов, позволяющий возводить типовые здания и сооружения в минимальные сроки. При этом при применении этого способа снижаются трудозатраты, если сравнивать её с панельным способом строительства.
Основной элемент комплекта – это секция с прямоугольным сечением. Включает она вертикальные и горизонтальные щиты. Вертикальные щиты равны по высоте отливаемой стене, горизонтальный – соответствует по размеру перекрытию. В некоторых случаях используются не цельные секции, а две полусекции, которые стыкуются перед заливкой бетона.
Совет! Опалубка, в которой используют цельные секции, называют односекционными. Если же формы собирают из двух полусекций, то модель, соответственно, называют двухсекционной.
Вертикальные части представляют собой аналогичную конструкцию, что и щитовая стеновая опалубка. Собирается она из стальных щитов. Толщина щита – 3 мм, длина может быть 1250 или 2500 мм.
Вертикальные панели комплектуются двумя винтовыми домкратами, для выставления форм по высоте, а также роликовыми механизмами для более легкого перемещения конструкций. Горизонтальные щиты имеют стандартную длину, составляющую 2500 мм.
Преимущества и недостатки туннельной опалубки
Применяется туннельная опалубка в профессиональном строительстве достаточно широко, её основные преимущества:
- можно бетонировать типовые конструкции в один заход, при этом получить здание, не имеющее швов;
- повышается скорость строительства;
- системы позволяют получить формы идеальной точности;
- качество готовой конструкции практически идеальное.
К недостаткам стоит отнести большой вес форм. Их установка возможно только с применением спецтехники. Кроме того, выполнение работ требует определенной квалификации.
Монтаж и демонтаж опалубки
Туннельная опалубка состоит из крупных модулей. Из них собирают цельную единую конструкцию непосредственно на месте проведения работ. При монтаже соблюдаются следующие правила:
- на первом этапе определяется объем произведенных работ, составляется схема-чертеж в соответствии с проектом;
- производятся расчетные работы, определяется необходимое количество щитов, откосов или опор;
- на место доставляются элементы каркаса;
- производится сборка с использованием строительной техники.
При установке придерживаются следующего порядка:
- устанавливают стеновые элементы;
- монтируют верхние слои перекрытий;
- соединение между вертикальными и горизонтальными щитами осуществляются при помощи специальных шпонов. Установка этих элементов не только обеспечивает герметичность, но и предотвращает образование перекосов при сборке и в процессе заполнения форм бетонным раствором;
- устанавливаются откосы для обеспечения необходимой жёсткости конструкции.
В результате получается единая модульная конструкция. Далее по мере необходимости устанавливаются последующие секции. Общая длина собранного модуля может составлять 12,5 метра. К демонтажным работам приступают после того, как залитый раствор набрал не менее 80% прочности. Разборку проводят с применением спецтехники.
Туннельная опалубка – это комплект оборудования, позволяющая возводить монолитные конструкции типовых форм. Применение оборудования гарантирует высокое качество работ, уменьшение временных затрат и надежность отливаемых сооружений. Элементы каркаса используются многократно, что позволяет повысить финансовую выгодность проводимых работ.
Туннельная опалубка
Одной из наиболее популярных сегодня в монолитном строительстве является технология туннельной опалубки. Такая оснастка имеет достаточно узкий спектр применения, свои особенности монтажа и эксплуатации, однако отличается рядом преимуществ перед другими способами формирования конструкций. Также отдельно стоит рассматривать ее стоимость и рентабельность.
Применение туннельной опалубки
Прежде всего следует определить, что такое туннельная опалубка. Фактически это модульно-щитовая оснастка, которая дает возможность за один цикл заливки бетонной смеси формировать монолитную конструкцию, состоящую из стен и перекрытия. Эта технология изначально применялась при возведении тоннелей, в том числе арочных. Именно поэтому за ней закрепилось такое название.
Сегодня тоннельная опалубка применяется не только при реализации вышеуказанных проектов. Она успешно используется для строительства типовых зданий, в том числе многоэтажных, характерной особенностью которых является минимальное количество технологических проемов – дверных, оконных и прочих. Особой популярностью технология туннельной опалубки пользуется при возведении зданий, где присутствует большое количество длинных пролетов или коридоров.
Конструкция туннельной опалубки
Классическая объемно-переставная туннельная опалубка собирается из отдельных щитов или модулей. При этом могут использоваться как цельные П-образные конструкции, так и половинчатые, то есть Г-образные. Также оснастка этого типа может обустраиваться только из стеновых или потолочных щитов. Во всех случаях применяются практически одни и те же методы монтажа и фиксации.
Если взять в качестве примера Г-образную систему туннельной опалубки, то каждый модуль в ней будет состоять из двух конструкций.
Между собой они соединяются при помощи шпонок, шкворней и других приспособлений. Устойчивость конструкции обеспечивается за счет раскосов, которые соединяют вертикальную и горизонтальную части опалубки. Прочность, которая позволяет выдерживать давление бетона, обеспечивается за счет ребер жесткости или дополнительных поперечных балок, выступающих в роли основы щитов.
Используя такие модули, строители получают возможность быстро возводить достаточно длинные пролеты. Типичные размеры туннельной опалубки (погонная длина одного модуля или щита) составляют от 1,25 до 2,5 метра. Из таких модулей собирается пролет длиной до 12 метров. Высота перекрытий при использовании стандартной оснастки этого типа обычно имеет ограничение 2,5 метра.
Если требуется обустроить более высокие потолки, используются специальные щиты и дополнительные опоры для фиксации.
Помимо установки вышеописанной сборной конструкции перед формированием монолита закладывается арматурный каркас.
Палубы туннельной оснастки обычно изготавливаются из стали. Толщина листов в зависимости от особенностей проекта может составлять 3-4 миллиметра. Фанера в туннельной опалубке, как правило, не используется.
Отдельно стоит отметить, что существует также скользящая объемно-переставная опалубка. Принцип ее использования заключается в цикличном перемещении поддерживающей конструкции после схватывания бетона. Делается это при помощи заблаговременно установленных направляющих. Такая технология применяется при строительстве длинных коридоров в больницах, школах и других зданиях. Палуба при этом обязательно обрабатывается специальными смазывающими средствами, чтобы ее можно было легко отделить от застывшего бетона.
Преимущества и недостатки использования туннельной опалубки
Недостатков у туннельной опалубки не много. Во-первых, такая оснастка не может использоваться при строительстве зданий со сложной планировкой и архитектурой. Она подходит только для типовых проектов. Во-вторых, при потребности сформировать достаточно высокие потолки необходимо дополнение конструкции специальными элементами. Таким образом, главный минус тоннельной опалубки – ее ограниченная функциональность.
При этом можно выделить ряд достоинств этой оснастки:
- Сроки строительства. При формировании однотипных монолитных конструкций туннельная опалубка позволяет значительно ускорить процесс, так как стены и перекрытия возводятся одновременно.
- Цельность монолитной конструкции. В конечном итоге между элементами здания имеется минимальное количество технологичных швов, что положительно влияет на общую прочность.
- Всесезонное применение. За счет закрытой конструкции и металлических палуб тоннельная опалубка может быстро прогреваться изнутри газовыми пушками в холодное время года.
- Многократность применения. При надлежащем уходе и своевременном ремонте оснастка служит от 500 до 800 циклов.
Читать статью:Типы строительной опалубки.
Опалубка туннельная
Тоннельная опалубка – это комплект специального оборудования, которое используется для бетонной заливки туннелей и других конструкций на их основе. С помощью элементов опалубки устанавливается сборный каркас определенной формы – создаются границы для последующей заливки. В дальнейшем эта форма заполняется бетоном. После застывания массы опалубка демонтируется и получается готовая конструкция.
Опалубку тоннельную применяют в следующих случаях:
- для тоннелей,
- при монтаже коллекторов,
- бетонирования сооружений в домах и производственных помещениях.
Преимущество метода использования тоннельной опалубки
Использование оборудования и технологии бетонирования перекрытий, стен и туннелей, позволяет получить целый ряд выгодных преимуществ, а именно:
- становится возможным выполнить заливку самой сложной конструкции в один заход, без образования дополнительных швов;
- повышается скорость строительства;
- гарантирует получение идеальной точности;
- отличное качество готовой конструкции;
- повышение технико-эксплуатационных характеристик, таких как монолитность, целостность, надежность.
Туннельная опалубка (металлическая) относится к категории скоростного строительства и позволяет повышать производительность труда, снижать временные затраты на выполнение работы и, как следствие – экономить денежные средства в среднем на 30-35%!
Комплект оборудования для тоннельного бетонирования
Туннельная строительная опалубка состоит из следующих составных частей:
- Вертикальные базовые щиты, размер которых составляет 62,5см; 90см; 1,25м; 2,8м.
- Потолочные базовые щиты с размерами 62,см; 1,25м; 2,5м.
- Щиты, устанавливаемые с торцов. При этом их высота равняется высоте стены возводимой конструкции, а ширина может быть 1,25м или 1,55м.
- Домкраты для регулировки высоты установки туннельной опалубки, других размеров, а также для обеспечения идеальной точности установки конструкции.
- Металлические опоры.
- Специальные откосы, оснащенные контргайками.
Порядок использования оборудования
Опалубка состоит из крупных специальных модулей. Которые собираются в цельную единую конструкцию непосредственно на месте производства работ. Использование тоннельной опалубки, ее установку и монтажные работы, целесообразно выполнять в следующем порядке:
- Определяется объем производства работ. Составляется схема-чертеж в соответствии с проектом здания.
- Производится расчет необходимого оборудования – щитов, опор, откосов и т.д.
- Элементы каркаса доставляются на место;
- Непосредственная сборка каркаса.
При установке металлической опалубки тоннельной рекомендуется выполнять работу в такой последовательности:
- Установка стеновых элементов опалубки по размерам, соответствующим проекту;
- Монтаж верхних щитов перекрытий.
- Для обеспечения необходимой жесткости конструкции используют специальные откосы.
В результате выполнения всех последовательных операций получают единую цельную (или с разрывами, с учетом проектного задания) конструкцию модульного типа.
Далее, по мере необходимости устанавливают второй и последующие модули. Общая длина туннеля может достигать 12,5 метров. Соединение стеновых и потолочных панелей между модулями осуществляется при помощи специальных шпонов. Их установка гарантирует высокую точность сборки и надежную защиту от возможных перекосов в процессе непосредственного бетонирования.
Преимущества выбора
Туннельная опалубка гарантирует высокое качество выполнения работы, скорость, надежность и экономичность. Элементы каркаса могут использоваться многократно, что также влияет на снижение себестоимости выполнения работ.
Тоннельная опалубка Mesa Imalat
Тоннельная опалубка Mesa Imalat
Опалубка Mesa Imalat – это одна из лучших инженерных разработок, самая популярная у пользователей туннельная опалубка. С ее помощью обеспечивается максимальная скорость производства работ. Используется не только для возведение тоннелей, но и для постройки многоэтажных зданий. Так, например, всего в течение 2-х рабочих дней может быть возведен целый этаж жилого дома (промышленного здания).
В монолитном строительстве применяется опалубка различных видов. Она напрямую влияет на фактуру и качество монолитов, придает элементам из бетона и .
Технологию монолитного строительства всё чаще применяют не только при возведении промышленных зданий и жилых многоэтажек, но и в частном строительстве. .
К выбору технологии строительства будущего дома стоит отнестись максимально серьезно. Нужно учесть такие факторы как стоимость, скорость возведения, технические возможность .
Все больше домовладельцев решают обустроить на своем участке плавательный бассейн. Выбор вариантов бассейна сегодня очень большой, на любой вкус и .
Туннельная опалубка
Опалубку используют для отделки туннелей и коллекторов, бетонирования конструкций жилых и общественных зданий, возводимых закрытым способом.
Туннельная опалубка конструктивно мало отличается от горизонтально перемещаемой. Она включает в себя щиты — панели, прикрепленные к каркасу, который снабжен фиксирующими и распалубочными устройствами и механизмом для горизонтального перемещения опалубки по направляющим.
Туннельная опалубка применима и для возведения зданий, когда целесообразна продольная схема перемещения опалубки (больницы, дома отдыха, гостиницы). В этом случае возведение всех элементов этажа, включая и наружные стены, становится непрерывным. Для внутренних стен при перемещении опалубки оставляют поперечные щели, после установки инвентарной крупнощитовой опалубки через эти щели будет осуществлено бетонирование.
При наличии свободных блоков туннельной опалубки возможно применение ступенчатого бетонирования. В этом случае особенность технологии работ заключается в том, что одновременно возводятся ячейки здания на нескольких этажах со смещением фронта работ на одну ячейку относительно соседнего этажа. Внутренние стены будут возводиться позже, после перемещения опалубки в очередную ячейку с использованием инвентарной мелко- или крупнощитовой опалубки.
При возведении зданий с использованием горизонтально извлекаемых опалубок появляются дополнительные трудозатраты за счет создания специальных площадок для извлечения и временного размещения до перестановки на новое место опалубочных блоков.
23.3.1. Многоцелевая объемная опалубка фирмы «НОЕ»
Туннельная опалубка фирмы «НОЕ» представляет собой объемную опалубку, которая может быть использована как в комплекте, так и отдельными частями для одновременного возведения стен и перекрытий здания (рис. 23.5). Опалубка, как правило, со стальным покрытием состоит из стандартных элементов длиной 2,5 и 1,25 м и имеет модульную ширину 0,3 м, благодаря чему возможно бетонирование сооружений различных размеров по длине, ширине и высоте. Вследствие высокой точности изготовления элементов опалубки обеспечивается плотное примыкание элементов друг к другу, достигается гладкая и ровная поверхность бетона.
Рис. 23.5. Туннельная опалубка фирмы «НОЕ»:
а — общий вид; б — конструктивное решение; 1 — шиты опалубки стен; 2 — шит перекрытия; 3 — соединительный элемент Г-образных элементов туннеля; 4 — нижняя опора; 5 — верхняя опора; 6 — диагональная распорка; 7 — потолочная опорная консоль; 8 — опорный уголок; 9 — элемент выверки полутуннеля по высоте; 10 — колесики для передвижения туннеля; 11 — горизонтальный соединительный элемент туннеля; 12 — ходовая часть; 13 — рабочие подмости; 14 — цоколь для установки опалубки на новом ярусе
Имеющиеся механизмы позволяют качественно устанавливать и переставлять опалубку на новое место в короткие сроки. Сокращение сроков выдерживания бетона и досрочное распалубливание может быть обеспечено при дополнительном прогреве бетона.
Наличие широкого спектра доборных элементов для палубы перекрытия и стен позволяет использовать опалубку при ширине пролета от 1 до 7 м и по высоте до 7,5 м со вставками по 0,5 м. Имеющиеся откидные заглушки на опалубке перекрытий позволяют подгонять ее без переделки под изменившиеся размеры помещения по ширине.
23.3.2. Туннельная опалубка фирмы «УТИНОР»
Туннельная опалубка позволяет одновременно бетонировать стены и перекрытия, что существенно повышает монолитность, целостность и надежность конструкции. Опалубка состоит из нескольких элементов длиной 2,5 м, называемых секциями. Секция имеет прямоугольное сечение и состоит из двух вертикальных щитов высотой, равной высоте бетонируемой стены, и одного горизонтального щита, ширина которого соответствует ширине перекрытия. Каждая секция может быть разъединена на две полусекции с соединительным швом вдоль оси горизонтального щита. Этот туннель называют двухсекционным; если туннель изготовлен или используется в собранном виде, его называют односекционным.
Двухсекционный туннель создан на базе стандартной щитовой опалубки «Утинор» (рис. 23.6).
Рис. 23.6. Туннельная опалубка фирмы «Утинор»:
1 — вертикальная панель; 2 — проемообразователи с магнитными защелками; 3 — горизонтальная панель; 4 — опалубка для бетонирования цоколя; 5 — торец ограждающей стенки опалубки; 6 — роликовое колесо; 7 — регулировочный домкрат; 8 — центральная опорная стойка; 9 — задняя панель; 10 — подкос
Вертикальные панели имеют ту же конструкцию, что и стеновая опалубка со стальным листом толщиной 3 мм. Каждая стандартная панель длиной 1,25 и 2,5 м оснащена двумя винтовыми домкратами для выставления уровня по высоте и двумя роликовыми колесами. Отдельные туннели могут соединяться вместе в один элемент длиной от 3,75 до 12,5 м, при этом распалубливание будет осуществляться уже этими крупными модулями. Вертикальная панель не имеет фермы для восприятия давления бетонной смеси, поэтому в туннеле на трех уровнях с шагом 1,25 м предусмотрено крепление с помощью винтовых стяжек.
В вертикальных панелях соседних туннелей, устанавливаемых «лицом к лицу», предусмотрено отверстие для стягивания щитов третьей соединительной винтовой стяжкой (кроме двух в верхней и нижней частях щитов). Стандартная высота туннеля равна 2,43 м, что соответствует по высоте бетонирования стеновому щиту высотой 2,52 м.
Горизонтальная панель, изготовленная из металлического листа толщиной 3 мм, усилена элементами жесткости. Две вертикальные и горизонтальная панели соединены между собой путем сочленения в паз и стягивания болтами. Соединительный замок представляет собой штампованную стальную пластину с двумя просверленными рядами отверстий (один имеет боковой разрыв). Пластина, прижатая зацепными болтами двух полутуннелей, обеспечивает их соединение в один туннель, гарантируя при этом распалубочный зазор и правильную стыковку обоих элементов туннеля.
Раздвижные подкосы регулируются по высоте с помощью винтовых стяжек с переставными пальцами, что позволяет выставить панели под прямым углом и отрегулировать стрелу выпуклости. Каждая полусекция оборудована костылем с роликовым колесом, который вместе с нижней шарнирной тягой и роликовыми колесами вертикальных щитов образует распалубочную выкатную тележку и одновременно служит стойкой-подпоркой плиты в момент распалубки первой туннельной полусекции (рис. 23.7). В процессе установки опалубки и при бетонировании этот костыль, закрепленный шарнирно, отводят в сторону вертикальной панели опалубки.
Рис. 23.7. Конструктивное решение полутуннеля фирмы «Утинор»: 1 — панель вертикальная; 2 — то же, горизонтальная; 3 — то же, доборная; 4 — то же, выдвижная; 5 — шарнирный подкос; 6 — угловая распорка; 7 — роликовые колеса для перемещения полутуннеля на выносные консоли
Панели, образующие туннель, имеют очень точные размеры, что позволяет отливать цоколи стен с высокой точностью их положения. Опалубку цоколей используют вначале на нижнем перекрытии, а затем устанавливают с помощью направляющих шаблонов на вертикальные панели туннеля таким образом, чтобы цоколь служил продолжением бетонируемой стены. Цоколь бетонируют одновременно с плитой перекрытия, точно задавая размеры стены следующего этажа без дополнительной регулировки.
Пролет туннеля может быть увеличен за счет дополнительной вставки между горизонтальными панелями. Эта вставка оснащается регулируемыми стабилизаторами и остается вмонтированной в полутуннель.
В особых случаях при бетонировании узких длинных пролетов представляется целесообразным работать с туннельной опалубкой, оставляемой в собранном виде после распалубки. Для этого полусекции туннеля оборудуют шатунами и тягами. Распалубку осуществляют за счет укорачивания (путем ввинчивания) подкосов и тяг, тем самым подтягивая боковые стенки опалубки к центру. Одну полусекцию опускают ниже соседней и заводят внутрь ее на несколько сантиметров. В результате такого сближения вертикальных щитов и опускания горизонтальных с помощью домкратов образуются зазоры по всему периметру туннельной опалубки, достаточные для перемещения туннеля вдоль пролета.
Иногда необходимо одновременно забетонировать и внутренние поперечные стены, в этом случае в торце туннельной опалубки монтируют заднюю панель. Ее собирают из двух элементов с соединением в паз и закреплением соединительными замками с туннельной опалубкой. Эти панели оборудуют домкратами выставления уровня и роликовыми колесами. Соединение с вертикальными панелями туннеля аналогично угловому соединению стеновой опалубки. Так формируется одна сторона опалубки стены. Вторую сторону собирают из элементов мелкощитовой опалубки; соединение этих двух опалубочных панелей выполняют на винтовых стяжках.
Распалубку полусекций осуществляют путем опускания опорных домкратов, при этом горизонтальная панель отрывается от забетонированного перекрытия в результате опускания домкратов подкосов. Туннельную секцию перемещают путем поочередного выкатывания полусекций на распалубочные площадки-подмости (рис. 23.8), при этом, когда одна из полусекций демонтирована, перед демонтажом второй полусекции перекрытие подпирают опорными стойками в центре пролета по оси соединения полусекций до набора бетоном необходимой прочности. На распалубочной площадке на опалубочные вертикальные поверхности наносят смазку, далее полутуннель переставляют на новую захватку. Распалубочные и рабочие площадки предназначены для удобства выполнения работ по очистке и смазке опалубки, они обеспечивают безопасность и свободное перемещение рабочих, оснащены защитными сетками.
Для извлечения туннельной опалубки из забетонированной ячейки используют выкатные платформы. Их устанавливают между полом и верхним перекрытием, монтируют и перемонтируют на новое место с помощью крана по мере продвижения строительных работ. Если туннели извлекают с одной стороны здания, с противоположной стороны монтируют площадки-подмости для безопасного перемещения рабочего персонала от одной ячейки к другой. Если используют балансир, аналогичный применяемому при извлечении столовой опалубки, то выкатные подмости не нужны.
Высокая размерная точность туннельной опалубки позволяет механизировать отделку забетонированных и распалубленных поверхностей. Для работы с двухсекционной опалубкой требуется немного рабочих. Технологический процесс легко осваивается за счет повторяемости одних и тех же операций, причем доля тяжелого ручного труда минимальна.
Односекционная складывающаяся туннельная опалубка. Этот вид туннельной опалубки разработан с целью механизации всех регулировочных операций и дальнейшего сокращения ручного труда. Принцип действия опалубки основан на возможности сближения вертикальных панелей на необходимую для распалубки величину за счет эластичной деформации горизонтальной панели.
Вертикальные щиты с покрытием из металлического листа толщиной 3 мм имеют вертикальные и горизонтальные ребра жесткости, жесткую структуру, что позволяет для крепления с соседними щитами ограничиться установкой по высоте только двух винтовых стяжек. На верхнем ребре жесткости щитов закрепляют горизонтальные полубалки, которые в свою очередь с помощью шарниров соединены между собой и ориентированы вдоль оси туннеля. Горизонтальная панель опалубки, перекрывающая весь пролет туннеля, опирается на эти полубалки, а не на подкосы.
Горизонтальную панель соединяют с вертикальными панелями в паз и фиксируют болтами. В таком положении она находится при бетонировании и первичном наборе бетоном прочности. При распалубливании центральный шарнир, соединяющий две горизонтальные полубалки, опускается под растягивающим действием подкосов, в это время происходит синусоидальная деформация горизонтального щита. Вертикальные щиты также соединены между собой тягами на шатунах, оснащены роликовыми колесами и подъемными роликами для выставления уровня и распалубки. Односекционная туннельная опалубка с гидравлическим приводом автоматически переводится в рабочее положение для выполнения опалубочных операций. Распалубку также выполняют автоматически с помощью одновременно работающих домкратов, управляемых одним общим электрическим насосом. Домкраты приводят в действие жесткий вал, воздействующий одновременно на шатуны подкосов, на тяги и серьги подъемных роликов.
Для туннеля пролетом 6 и длиной 5 м достаточно двух гидравлических домкратов (по одному с каждой стороны) для приведения в действие всех четырех подкосов с каждой стороны туннеля, двух тяг и четырех подъемных устройств. Соединяют секции в единый опалубочный комплект только в распалубленном состоянии. Последовательно выполняют следующие операции:
• установку подкосов и тяг нужной длины с помощью винтовых домкратов;
• выставление опалубки на нужную высоту с помощью домкратов;
• растяжку опалубочной поверхности горизонтального щита запорным устройством, расположенным между горизонтальными полубалками.
Туннельная опалубка перемещается на роликовых колесах или специальных рулежных устройствах, устанавливаемых непосредственно под нижней обвязочной балкой вертикальных щитов.
Складывающаяся туннельная опалубка может быть оснащена задней панелью и верхней добавочной откидной вставкой на шарнире. С помощью стенового щита той же конструкции, что и вертикальная панель туннеля, можно одновременно бетонировать наружные стены на торцах здания, фасадах, стенах лифтовых шахт.
Извлекают туннельную опалубку из забетонированной ячейки, зацепляя ее стропами или балансиром. Туннельная опалубка может быть оснащена малогабаритными наружными вибраторами и инвентарными обогревательными устройствами для всепогодного проведения бетонных работ.
Механический, менее автоматизированный вариант сооружения туннеля требует больших затрат ручного труда. В этом случае подъем и опускание туннеля при распалубке осуществляют с помощью ручных винтовых домкратов, установленных в основании вертикальных панелей.
Модульная туннельная опалубка.Двухсекционную туннельную опалубку этого типа целесообразно применять на строительных площадках, где приходится бетонировать чередующиеся пролеты разной ширины. Горизонтальные панели опалубки раздвигают с помощью гидравлических устройств и к ним добавляют устанавливаемые вручную дополнительные вставки. Устойчивость туннельных полусекций за счет использования наклонных подпорок с роликовыми колесами позволяет обеспечивать достаточную прочность и жесткость при перемещении по опалубке, бетонировании и уплотнении бетонной смеси.
Туннельная опалубка может с успехом применяться круглый год в условиях сурового климата и при температуре наружного воздуха до —30°С. Закрыв с обоих торцов металлические туннели специальными теплозащитными шторками или изолировав туннель, можно создать в нем микроклимат с устройством тепляка, что позволяет осуществлять прогрев замкнутого пространства изнутри с помощью теплогенераторов, учитывая отличную теплопроводность металла опалубки. Использование солярки для прогрева бетона в зимнее время и интенсификации его твердения летом значительно сокращает расход электроэнергии и улучшает структуру бетона.
Важным направлением исследований фирмы «Утинор» является разработка технологии и организации работ с четко определенным суточным ритмом и специально рассчитанным температурным режимом бетонирования и выдерживания бетона, позволяющим поддерживать темп производства работ 4. 6 дней на этаж в зависимости от его площади, конструктивного решения здания, наличия секций туннельной опалубки и разбивки в связи с этим здания на захватки. Суточный цикл работ состоит из следующей последовательности операций: распалубка конструкций, забетонированных накануне; перестановка туннельной опалубки на следующей захватке (рабочем участке); установка арматуры, закладных элементов, прокладка сетей; бетонирование; интенсификация твердения бетона (в том числе и в ночное время) для набора распалубочной площади к утру следующего дня. Технология предусматривает установку временных промежуточных опор-стоек при распалубливании конструкций.
Применение технологии фирмы «Утинор» с использованием туннельной опалубки позволяет снизить стоимость строительства по сравнению с крупнопанельным домостроением до 30% и также на треть сократить сроки строительства. При этом возрастает монолитность и надежность конструкции каркаса. Металлическая палуба обладает высоким качеством формующей поверхности, получаемые бетонные конструкции практически не требуют дополнительной доработки, исключается необходимость устройства цементной стяжки, значительно сокращается весь объем отделочных работ. Достигается высокая размерная точность всех элементов забетонированной конструкции. Использование оконных, дверных и прочих проемообразователей, крепящихся с помощью магнитных фиксаторов прямо на металлических щитах, дает возможность быстро и качественно устанавливать оконные и дверные рамы.
Пример 1.Туннельная складывающаяся опалубка с гидравлическим управлением:
Площадь, м2:
горизонтальной поверхности опалубки. 266,6
вертикальной поверхности (стен). 107,0
Общая площадь, м2. 373,6
Объем укладываемого бетона, м3. 35
Численность персонала:
бригадир. 1
рабочие. 8
Грузоподъемность подъемного крана на вылете 20 м, т. 7,5
Производительность труда, м2/ч. 0,22
Примечание. Выкатывание туннелей осуществляют с помощью балансира, распалубочные подмости не применяют.
Пример 2.Двухсекционная туннельная опалубка:
Площадь, м2:
горизонтальной поверхности опалубки. 336
вертикальной поверхности (стен). 56
Общая площадь, м. 392
Объем укладываемого бетона, м5. 31
Численность персонала:
бригадир. 1
рабочие. 10
Грузоподъемность подъемного крана на вылете 30 м, т. 4
Производительность труда, м2/ч. 0,25
Примечание. Выкатывание туннелей осуществляют с помощью треугольной траверсы на распалубочные подмости.