Опалубка для ступеней: как сделать своими руками

Устройство опалубки для бетонной лестницы

Лестничная конструкция – важнейший элемент любого здания, обеспечивающий безопасное и комфортное перемещение между этажами. Поэтому к ней предъявляются высокие требования по прочности, долговечности и надежности. Лестницы делаются из дерева, металла, но чаще применяются марши из прочного и долговечного материала – бетона. Правильное изготовление опалубки для лестниц из бетона позволит обеспечить нужные характеристики сооружения. Это касается как простых, так и конструкций со сложными поверхностями.

  1. Виды лестничных конструкций
  2. Необходимые расчеты
  3. Материалы и инструменты
  4. Изготовление и монтаж опалубки
  5. Особенности опалубки для винтовой лестницы

Виды лестничных конструкций

Лестницы классифицируются по конструктивным особенностям. Распространены два вида:

  • Маршевая лестница, представляющая собой последовательный набор ступенек, один конец которой находится на первом этаже, второй – на следующем. Ее площадь зависит от угла наклона, причем, чем круче подъем-спуск, тем выше каждая ступенька. Сложные конструкции имеют несколько маршей, разделенных площадками. Обычно, марши направляются под углом 180° друг к другу, что экономит пространство.
  • Винтовая лестница конструктивно сложный архитектурный элемент. У нее каждая ступень находится под углом к предыдущей, позволяя создавать сложные сооружения, надежные и безопасные, экономя полезное пространство внутри дома или занимая минимум места на приусадебном участке. Ее изготовление требует определенных навыков и специальных опалубок.

Существует вариант, включающий в себя оба основных конструктивных элементов, называющийся забежная поворотная лестница. Она изготовлена в виде маршей с плавными поворотами ступеней. Это позволяет поворачивать лестничную конструкцию на любой угол — 45°, 90° или в обратную сторону.

Необходимые расчеты

Лестница – архитектурный элемент, подвергающийся повышенным нагрузкам, поэтому при строительстве необходимо выполнить определенные расчеты. Неправильный подход приведет к тому, что она будет неудобной, на ней появятся трещины и возникнет риск разрушения. Основным моментом, из которого нужно исходить при расчетах — пространство, выделенное под лестницу. После чего определяется тип конструкции, например, с площадкой или забежными ступенями, маршевые или винтовые пролеты.

Для внутренней бетонной лестницы требуется особенная точность, она должна экономить домашнее пространство, оставаясь комфортной для всех членов семьи. Поэтому ее нужно проектировать вместе с домом, с учетом высоты перекрытий и пространства для межэтажных переходов.

Главным параметром является уклон пролета, измеряемый в градусах к горизонту. При наличии достаточного пространства делаются лестничные пролеты с уклоном 20-24°. Такая конструкция позволяет увеличить размеры ступеней, но марш может быть слишком длинным.

Самым приемлемым вариантом считаются марши под углом 26-33° к горизонту. Они комфортны, безопасны, легко изготавливаются при условии правильного расчета конфигурации ступеней.

Максимальный угол, при котором соблюдаются требования безопасности, составляет 45 градусов, при этом высота и ширина ступени будут одинаковыми. Такие лестницы экономят пространство, но не очень удобны.

Далее, для правильной сборки опалубки, нужно рассчитать ширину и высоту ступеней, для полученного наклона. Данные можно взять из готовой таблицы:

Ширина, смВысота, смУгол наклона, в градусах и минутах
401014°10
381116°20
361218°30
341321°00
321423°10
301526°40
281629°50
261733°10
241837°00
221940°50
202045°00

Другой вариант – самому рассчитать высоту ступеней. Для этого предлагается специальная формула, с помощью которой высчитывается безопасная для конкретного человека S=d+2h. Где S – длина шага, d – ширина, h – высота ступени. Но данный способ не учитывает длины лестничного пролета. Он позволяет подобрать оптимальную высоту ступеней. Количество ступенек можно узнать, поделив высоту пролета на высоту одной ступени. Подогнать марш к конкретной высоте можно размером подступенка, в который должна опираться лестница.

Согласно СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» ширина ступени должна быть 30 см (допустимо от 28 см до 35 см), а высота подступенка — 15 см (допустимо от 13 до 17 см).

При выполнении расчетов нужно учитывать, что расстояние от ступенек до верхней преграды не должно быть ниже 2 м, чтобы человек не ударился головой. Минимальная ширина марша не менее 0,8 м, рекомендуется 1 м.

Материалы и инструменты

Опалубка для лестницы чаще всего изготавливается из дерева и собирается в соответствии с заранее проведенными расчетами. Для изготовления потребуется обрезная доска толщиной 25-30 мм, стальная арматура диаметром 10-20 мм, брус 100х100 мм, водостойкая фанера толщиной 20 мм. Сборка опалубки для бетонной лестницы производится саморезами 55 мм.

Применение гвоздей не рекомендуется, поскольку это вызовет проблемы при разборке конструкции.

Качественная опалубка тщательно подгоняется, в ней не должно быть щелей и выемок, для чего потребуется такой инструмент:

  • шуруповерт с набором насадок или отвертки;
  • ножовка, электролобзик или электропила;
  • уровень;
  • молоток;
  • отвес.

Изготовление и монтаж опалубки

Сборка опалубки для лестницы из бетона производится в несколько этапов. Сначала изготавливается каркас из досок толщиной 20 мм, устанавливаемых по бокам будущего лестничного пролета. Разметка производится с внутренней стороны досок, в тех местах, где будут располагаться ступени. Стенки делаются из фанеры и брусьев, что обеспечивает герметичность и прочность, поскольку бетон – тяжелый материал. Для скрепления используются саморезы 55 мм, обеспечивающие надежное соединение.

Перед тем как сделать поперечные упоры для опалубки лестницы, нужно устроить армирование из ребристого прута не менее 10 мм в диаметре. В местах пересечения арматура связывается стальной проволокой, сама сетка должна быть на высоте не менее 30 мм над дном короба, для чего используются фиксаторы из пластмассы. Арматура сваривается или связывается проволокой, а края укрепляются в опорах каркаса опалубки, тогда сетка не сдвинется при заливке. Если планируются перила, под них делаются стальные закладные или монтируется дополнительная арматура.

После этого устанавливаются доски или фанера, ограничивающая передние части ступеней. Их ширина должна равнятья высоте подступенка. При необходимости под нижний щит устанавливаются вспомогательные подпорки. Количество подпорок зависит от длины пролета и материала, они должны без проблем выдержать вес опалубки и самой конструкции, поэтому на них не нужно экономить.

Особенности опалубки для винтовой лестницы

Для лестницы винтовой конструкции опалубка делается по тому же принципу, что и для маршевого пролета. Но поскольку ее профиль сложный, каждый элемент изготавливается отдельно, боковины из фанеры изгибаются в соответствии с произведенными расчетами. Чтобы укрепить опалубку изготавливаются дополнительные подпорки из бруса 10х10 см, устанавливаемые с шагом 0,5 м. Монтируют поперечины, которые сделают конструкцию жестче, чтобы опалубка не обрушилась под весом бетона.

Опалубка для крыльца своими руками

Почему многие владельцы частных домов выбирают для сооружения крыльца бетонный раствор. Все дело в прочности и долговечности бетонных конструкций и изделий. К тому же бетонное крыльцо можно отделать на свое усмотрение, используя достаточно большой список облицовочных материалов. Многим может показаться, что этот строительный процесс сложен. Конечно, не без этого, но сами мастера уверяют, что самое сложное в нем – это сборка опалубки. Что же в ней сложного?

Начнем с того, что определимся, что такое опалубка. Итак, это сборный короб, который собирается из досок или фанеры, металлических листов или плит ОСБ, так же могут быть использованы и другие плитные и листовые материалы. Ее основное назначение – придать форму, габариты заливаемой бетонной конструкции и точно расположить ее на местности. В состав опалубки входят так называемые формообразующие элементы, крепежные изделия и конструкции, которые поддерживают основную часть системы. Есть два вида опалубки: съемная и несъемная. Второй вид собирается навечно до демонтажа самой бетонной конструкции. По сути, она становится неотъемлемой частью бетона.

Так как разговор зашел о крыльце дома, то, значит, дело будет касаться съемного вида. Как его собрать своими руками? Здесь надо будет рассмотреть два варианта: из досок и из фанеры, которые могут быть бывшими в употреблении, то есть, материал остался после возведения самого частного дома.

Опалубка из досок

Для того чтобы сделать опалубку для крыльца из бетона, необходимы доски толщиною 20-30 мм. Чем шире доски, тем лучше. Но для формирования ступенек, высота которых варьируется в диапазоне 14-16 см, лучше применить доски шириною 150 мм.

В первую очередь необходимо подготовить площадку под крыльцо. Обычно по габаритным размерам выкапывается котлован глубиною 30-40 см, который бетонируется. Именно на эта плоскость и будет устанавливаться сама опалубка. Как правильно ее сделать?

Оптимальный вариант – собрать формообразующую часть прямо на земле, учитывая точные размеры самого крыльца. По сути, это боковинки, которые будут располагаться с торцов будущего бетонного сооружения. Здесь основное дело – сделать ступенчатую конструкцию. Поэтому часть досок надо будет подрезать под размеры ступенек, а точнее, их выступов. Поэтому замеряется выступ крыльца (это его ширина), в которую входит ширина первой (нижней) ступени. Этот размер переносится на доску, она по нему подрезается обычной пилой.

Все остальные доски подрезаются под размеры ширины части крыльца до краев второй, третей и так далее ступенек. Теперь все доски укладываются на ровную поверхность и скрепляются между собой досками, уложенными поперек сложенной боковины. Крепить можно саморезами или гвоздями.

То есть, шляпки саморезов или гвоздей должны остаться внутри полого короба. То же самое касается и крепежных досок, которые после установки опалубки будут располагаться вертикально. Цель такого монтажа – демонтаж боковинок, чтобы торчащие элементы не застряли в бетоне и не повредили его.

Таким образом готовятся две боковые части, которые должны быть установлены по месту. Теперь их надо закрепить.

  • Во-первых, их скрепляют между собой досками шириною 150 мм, которые укладываются по месту формирования ступенек. По сути, эти элементы будут образовывать поверхность подступени. Количество вертикально установленных досок (на ребро, на попа) равно количеству ступеней.
  • Во-вторых, чтобы заливаемый бетон под давлением своей массы не раздвинул боковины в стороны, необходимо по всей их длине забить в землю опоры. Для этого могут быть использованы куски металлической арматуры, трубы или уголки. Чем шире крыльцо, тем больше опор придется вбить в землю.
  • В-третьих, для того чтобы уложенные и закрепленные вертикально доски не выгнул бетонный раствор, посередине их установки необходимо уложить и прикрепить доску во всю ширину всех ступенек. Крепить можно саморезами или гвоздями наискосок или использовать металлический крепежный уголок. Если крыльцо имеет большую длину, то крепежных досок надо будет не одна. Распределить их придется равномерно через каждые 1,5 м по всей длине конструкции.
  • В-четвертых, не стоит забывать и о верхней площадке крыльца. Здесь также придется равномерно расположить горизонтальные элементы, соединяющие две боковины. У краев установка производится обязательно.

Опалубка готова, остается лишь обработать ее внутренние поверхности раствором, который не позволит прилипнуть доскам к бетонной поверхности. Если раствора нет под рукой, можно использовать отработанное техническое масло, можно набить рубероид или полиэтиленовую пленку. Кстати, два последних варианта лучше, если для сооружения опалубки используются доски, бывшие в употреблении. Просто между ними обязательно останутся щели, через которые бетон будет вытекать. А этого допустить нельзя.

Опалубка ступенчатого крыльца

Посмотрите на фото, где показано крыльцо со ступеньками с трех сторон. Для того чтобы залить такую конструкцию, можно использовать упрощенный тип опалубки. Для этого используются все те же доски, которые сбиваются в короб, формируя первую ступень. Ставятся доски на попа и соединяются между собой саморезами или гвоздями, лучше дополнительно установить металлические уголки.

Этот короб устанавливается по месту, забиваются распорки в землю, сдерживающие давление бетона. Производится заливка раствора до верхних краев опалубки (не забываем провести армирование). После того как смесь подсохнет, можно устанавливать верхний короб, который будет формировать второй ряд ступенек. Он меньше первого на ширину проступи. Крепят второй ярус к первому укосинами (это доски или рейки, соединяющие короба по наклонной плоскости). заливается бетон. Третий и последующие ярусы, если они присутствуют в конструкции крыльца заливаются точно так же. Верхняя площадка – это залитый бетоном верхний ярус.

В принципе, по этой технологии сборки опалубки для крыльца из бетона можно соорудить и первую конструкцию. То есть, собирать ярусы постепенно, но заливку делать всей конструкции одновременно. Не забываем скреплять ярусы между собой вертикальными крепежными элементами (досками или рейками).

Опалубка из фанеры

Этот вариант сборки опалубки, можно сказать, и более простой, но есть в нем и свои сложности, если говорим о процессе – сделать своими руками. Очень важно правильно из фанерного листа сделать боковину, чтобы она точно повторяла форму самого крыльца. Здесь важно сохранить размеры ступенек и их прямоугольную форму в разрезе. Поэтому запланированную конструкцию с размерами переносим на фанерный лист. После чего полученных шаблон вырезаем пилой или лобзиком.

Необходимо отметить, что лучше выбирать фанеру влагостойкую толщиною 10-12 мм (она прочнее и выдержит нагрузки). Хотя о влагостойкости можно и забыть, так как такой вид не всегда может оказаться под рукой. Итак, если боковины готовы, устанавливаем их по месту и подпираем рейками или арматурой (трубой, уголком). Посмотрите на фото, расположенное ниже, верхний правый рисунок показывает именно фанерную опалубку.

Теперь боковины соединяются досками, которые будут формировать ступени крыльца. Если верхняя площадка имеет большую площадь, то у края фасада дома и посередине площадки надо обязательно установить две скрепляющие боковины доски. Они не дадут боковым элементам разойтись в стороны под давлением бетонного раствора. Кстати, фанерный вариант надежнее в плане полностью закрытой плоскости, через которую раствор не будет вытекать. Но все равно внутренние поверхности опалубки придется обработать техническим маслом.

Опалубка полукруглого крыльца

С опалубкой полукруглого крыльцо все немного сложнее. Основная сложность – это сформировать полукруглые поверхности, поэтому именно для них придется использовать листовой прочный материал, который можно будет согнуть по криволинейной линии, образующий края ступеней и верхней площадки. К примеру, это может быть листовое железо толщиною 1 мм или все та же фанера толщиною 4 или 6,5 мм.

Читайте также:  Вязка арматуры под ленточный фундамент: правила, виды, вязка углов

С фанерой есть сложности, чтобы довести ее до кривизны, необходимо смочить подготовленную по ширине полосу (она должна быть равна размеру проступи) и в таком мокром состоянии согнуть точно по форме полукруга, используя шаблон. После высыхания фанера уже не разогнется. Данный процесс займет время, да и по проведению его есть много сложных моментов. Поэтому рекомендуется использовать листовое железо, лучше оцинкованное.

Что касается установки конструкции, то можно для этого дела использовать облегченную технологию. То есть, устанавливается первый ярус, затем второй и так далее. Каждый ярус заливается отдельно. У многих может возникнуть вопрос, а как скрепляются между собой залитые бетонным раствором ярусы крыльца. Все дело в том, что сделать крыльцо из бетона – это, значит, сделать прочную конструкцию. И здесь без армирования не обойтись. Поэтому совет: сделать объемный армокаркас на все крыльцо или сделать его по частям на каждый ярус. Эти части соединяются между собой по мере сооружения крыльца, соединение производится электросваркой или при помощи вязальной проволоки.

Опалубка для монолитной лестницы своими руками

Для сооружения лестничного марша в частном доме часто используют монолитное бетонирование, которое требует подготовки опалубки.

Опалубкой называют конструкцию, представляющую собой форму для укладки раствора, изготавливаемую из досок, фанеры и бруса таким образом, чтобы при заполнении полученного объема и затвердевании бетона, получился лестничный пролет.

Существует несколько типов опалубки для лестничных маршей.

Виды опалубки

Передвижная. Данный вид подразумевает многократное использование стандартных форм для отливки бетона. Используется для монтажа лестниц в загородных домах типового проектирования.

С пленочным перекрытием. Универсальная конструкция с покрытием из ПВХ пленки. Подстраивается под необходимое количество ступеней и может использоваться многократно.

Дощатая. Опалубка для индивидуального строительства. Оборудуется под конкретные размеры пролета, используется однократно.

Общая конструкция опалубок

Итак, как правильно собрать опалубку на монолитную лестницу? Прежде всего следует грамотно произвести предварительные расчеты, подобрать необходимый материал и инструменты, и уже после этого монтировать сооружение.

Устройство опалубки может проводиться как отдельными элементами для каждой ступени, так и в виде общего каркаса для всего марша.

Если лестница устраивается в пролете со стеной или между двух стен, предварительную разметку следует сделать прямо на поверхности этих элементов. Удобно наносить разметку толстым маркером, ориентируясь на предварительно натянутую тетиву. Таким образом непрофессиональному строителю впоследствии будет легче понять, как должны располагаться ступени и промежуточные площадки.

Опалубка собирается из досок и фанеры с выделением каждой ступени. Для обеспечения прочности конструкции, по всей длине пролета устанавливают подпорные брусья сечением 100х100 мм. Сборка деревянных деталей выполняется саморезами с применением профилированных крепежных изделий.

Армирование производится после подготовки деревянного основания.

Устройство опалубки своими руками

Осуществление сборки опалубки для лестничного марша требует навыка в плотницких и бетонных работах. Важно ответственно отнестись к расчетам и подгонке материалов, чтобы в итоге получить крепкое и красивое сооружение.

Необходимые материалы и инструменты

Для выполнения опалубки для лестницы из бетона необходимо приготовить следующие материалы:

  • доска обрезная, толщиной 30–40 мм;
  • водостойкая фанера толщиной 20 мм;
  • прут арматурный ребристый, сечением от 10 до 16 мм;
  • брус 100х100 мм;
  • саморезы по дереву различной длины.

Чтобы собрать опалубку для монолитной лестницы своими руками, потребуются следующие приспособления:

  • отвес строительный;
  • уровень;
  • ручная циркулярная пила или ножовка;
  • шуруповерт;
  • молоток.

Расчеты

Оптимальным наклоном пролета считается значение в 30 градусов. Обычно такой угол используется для оборудования входной лестницы или крыльца. Для внутренних помещений, в целях экономии пространства, используют наклон от 40 до 45 градусов. Для устройства лестницы в подвал можно применять более крутой спуск, а для междуэтажных подъемов более плавный.

Зависимость между длиной лестницы и углом наклона.

Соответственно, исходя из комфортного угла наклона, рассчитывается количество ступеней. Высота ступеней может варьироваться от 100 до 200 мм, а ширина не должна быть менее 200 мм и колеблется от 200 до 400 мм.

Рекомендуемые размеры ступеней.

Высота ступеней в частном доме, где проживают пожилые люди или маленькие дети, не должна превышать 150 мм.

Конкретное количество ступеней рассчитывается путем деления высоты подъема на необходимую высоту ступени. Если ступени лестницы впоследствии будут отделываться плиткой, необходимо в расчетах учесть толщину клеевого раствора и самой плитки.

Изготовление и сборка опалубки

Исходя из предварительных расчетов и нанесенной на стене разметки, собирают дощатый каркас опалубки для бетонной лестницы, начиная с боковых ограничителей и ребер жесткости для настила. Затем нижняя часть сооружения выстилается фанерой.

С помощью брусков, досок и фанеры, напиленной по специальному трафарету, изготавливают форму ступеней. Все детали конструкции крепятся саморезами, чтобы впоследствии легко произвести демонтаж. Для лучшего сцепления элементов конструкции желательно применять металлические уголки.

Требуется тщательно подгонять все детали конструкции, чтобы при заливке раствор не просачивался сквозь стыки. Рекомендуется все щели пройти монтажной пеной, излишки которой после высыхания можно срезать.

Для устойчивости сооружения по всей длине пролета устанавливают стойки из бруса. Удельный вес бетона М300 составляет 2,5-3,0 т/м.куб., что дает серьезную нагрузку на деревянное основание опалубки. Чтобы конструкция не обвалилась под тяжестью монолита, стойки устанавливают через 400-500 мм, фиксируя между собой поперченными и продольными связями из досок.

Армирование

Для укрепления конструкции лестничного марша необходимо применять армирование. Из ребристого прута при помощи сварки изготавливается сетка, которая устанавливается на высоте 2-3 см от поверхности опалубки по длине пролета, для чего используют пластиковые вставки или загибают края прутов, образуя подставку необходимой высоты.

Если есть возможность крепления к стенам, арматурные пруты прикрепляют к закладным деталям, или вставляют в заранее приготовленные отверстия.

Не следует перегружать вес всего изделия чрезмерным армированием — вполне можно отказаться от каркаса для ступенек, так как для частного дома такая конструкция будет излишней.

Порядок бетонирования

Бетонирование лестничного марша выполняется в один прием. Заливку начинают снизу вверх, постепенно заполняя раствором опалубку. Для получения более вязкой консистенции и укрепления конструкции, в раствор добавляют щебень.

Во избежание появления пустот при бетонировании используют вибратор. После заливки и удаления пустот, раствор разглаживается и выравнивается.

Во избежание высыхания и растрескивания наружного слоя бетона до полного набора прочности, следует накрыть монолит пленкой ПВХ, которая даст возможность получить равномерное затвердевание раствора без трещин и сколов.

Подробнее про устройство бетонной лестниц своими руками — в этой статье.

Устройство опалубки для винтовой лестницы

Чтобы изготовить опалубку для винтовой лестницы, необходимо каждый элемент конструкции выполнять отдельно. Устройство забежных ступенек требует специальной подготовки материала: из фанеры выпиливают элементы в виде трапеций с учетом поворота и необходимой ширины ступени.

Боковые изогнутые поверхности опалубки выполняют из фанеры и досок. Для устойчивости конструкции под основание опалубки подводят брус сечением 100х100 мм, который устанавливается с шагом от 40 до 60 см.

Необходимо выравнивать положение подпорных брусьев по отвесу, устанавливая их строго вертикально, чтобы конструкция могла выдержать тяжесть бетона. Брус фиксируется поперечными ребрами жесткости из доски, толщиной 30-40 мм.

Снятие опалубки с монолитной лестницы производится после полного набора прочности бетона, который составляет 28 дней. Для устройства перил рекомендуется предусмотреть монтажные отверстия на поверхности ступеней или закладные детали.

Устройство опалубки для маршевой лестницы

Чтобы смонтировать маршевую лестницу в загородном доме, необходимо выполнить следующую последовательность работ:

  1. Производят расчет количества ступеней, исходя из высоты подъема и доступной площади, выделяемой по проекту под лестницу.
  2. Приготавливают боковые поверхности (две доски шириной 200 мм), на которых маркером отмечают высоту и ширину ступеней.
  3. С помощью поперечного крепежа устанавливают боковые доски, закрепляя концы на поверхности пола и второго этажа (или промежуточной площадки).
  4. Используя бруски, доски и фанеру выполняют основание лестницы и форму для каждой ступени. Крепление деталей производится с помощью саморезов и профилированного крепежа. Рекомендуется скрепить между собой ступени, наложив продольную планку через их середину. Эта планка может слегка помешать при бетонировании, но благодаря дополнительной фиксации, ступени получатся одного размера и раствор не выдавит ограничитель.
  5. Укрепляют конструкцию опалубки стойками из бруса, скрепляя их между собой поперечными и продольными связями из доски. Для обеспечения вертикальности подпорок, используют отвес и строительный уровень.
  6. Для усиления сооружения выполняют армирование. Пруты толщиной от 10 до 16 мм связывают в сетку, используя проволоку или сварку.
  7. Заливку ступеней начинают с самой нижней, постепенно переходя вверх. При заполнении формы раствором следует применять вибратор, чтобы удалить воздушные пробки. Поверхность ступени заглаживают кельмой.
  8. После окончания процесса бетонирования все сооружение накрывают ПВХ пленкой, чтобы вставание раствора происходило равномерно.
  9. Снимать опалубку можно только после полного набора прочности бетона.
  10. После снятия деревянных деталей производится зачистка и выравнивание бетонных поверхностей с помощью шлифовального круга.

Видео по теме

Опалубка для крыльца из бетона – выполняем работы своими руками

Крыльцо из монолитного бетона – популярный вариант обустройства входа. Такая основа не гниет, не подвергается коррозии, отличается прочностью и продолжительным эксплуатационным периодом, возможностью отделки различными стройматериалами. Залить его легко, если правильно подготовлена опалубка для крыльца из бетона. Каким образом и из каких материалов ее делают, зависит от параметров и форм ступенек.

Материалы для изготовления опалубки для крыльца

Если не понимаете, как сделать опалубку для лестницы крыльца, проконсультируйтесь у специалистов, что для этого необходимо. Однозначно, конструкция будет съемной, а вот какие материалы для этого потребуются, разберемся вместе.

Доски

Толщина пиломатериала должна составлять два – три сантиметра. Будет лучше, если своей шириной доски будут не ниже высоты ступеньки. Оптимальный вариант – не менее пятнадцати сантиметров.

Фанера

Такой материал опалубки для крыльца из бетона, подготовленной своими руками, считается простым вариантом, хотя в монтаже могут возникнуть определенные сложности. Фанерные листы должны быть влагостойкими, толщина каждого – не менее десяти – двенадцати миллиметров. Кстати, если материала, устойчивого к воздействию влаги не найдется, можно воспользоваться обычной многослойной фанерой.

Вариант из фанерного материала считается более надежным в отношении полностью закрытых плоскостей, растворная масса через которые протекать не будет. Только внутренние поверхности фанеры следует обработать, используя техническое масло.

Другие материалы

Для заливки крыльца с полукруглыми ступенями под опалубку используют листовые прочные материалы, имеющие возможность сгибаться по криволинейным направлениям. Это могут быть стальные листы толщиной в 1 мм, тонкая фанера, прочный пластиковый материал.

Фанеру используют редко, потому что ее приходится смачивать, чтобы выгнуть в нужное положение. Процесс отнимает массу времени, так что чаще всего применяют листы оцинкованного металла.

Устанавливаем опалубку

Продолжаем разбираться, как подготовить опалубку для крыльца со ступенями своими руками. Когда нет достаточного опыта в подобных работах, возможно допущение ряда ошибок. Чтобы избежать этого, начинаем готовить все, что понадобится для обустройств опалубки для крыльца со ступеньками.

Основным стройматериалом для бетонирования основания, считается раствор М200. Его приобретают в готовом состоянии или замешивают самостоятельно из определенных компонентов:

  • цементного материала М500;
  • песка речного;
  • щебеночного камня средних фракций;
  • чистой воды.

Кроме того, придется приобрести:

  • арматурные прутья диаметром 0.8 – 1 см, которые понадобятся для каркаса;
  • проволока для фиксации арматуры;
  • заготовки из древесины, необходимые для сборки опалубочной рамы;
  • доски или фанерные листы, которыми выполняется обшивка опалубки;
  • гвозди или саморезы;
  • отходы строительных материалов для наполнения объема – кирпичный бой, камни;
  • рубероидный или полиэтиленовый материал для устройства гидроизоляционного слоя.

Набор инструментов минимален. Как правило, он имеется практически в каждом доме:

  • болгарка с кругом для резки металла;
  • ножовка по дереву;
  • уровень;
  • лопаты совковые и штыковые; рулетка;
  • молоток;
  • мастерок.

Определившись с количеством необходимых материалов и приготовив инструменты, можно перейти к выполнению работ.

Сначала проводим подготовительные работы:

  • выполняем демонтаж старой площадки;
  • очищаем место от мусора;
  • замеряем расстояние от нижнего края дверной коробки до поверхности земли;
  • рассчитываем промежутки между ступеньками;
  • уточняем размер входа, учитывая параметры проемного участка для двери по ее ширине.

Прежде, как выставить опалубку для крыльца, выполняют расчетные операции бетонного основания, ссылаясь на определенные рекомендации:

  • ширина площадки выполняется на двадцать – тридцать сантиметров шире по отношению к дверной конструкции;
  • интервал от начала основы крыльца до дверного порога должен быть в пределах одного – полутора метров.

Решая, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками, следует:

  • определить, как будет выглядеть крыльцо;
  • подобрать вариант лестницы для входа.

Конструктивно все может исполняться разными вариантами, предусматривающими:

  • перила для облегчения подъема;
  • остекление в частичном или полном исполнении;
  • открытые с каждой стороны доступы;
  • декорирование коваными элементами.

Возможно устройство крыльца без перильных ограждений или с установкой запирающейся решетки.

По конфигурации входная лестница может иметь различные формы:

  • прямоугольные;
  • круглые;
  • квадратные.

Выбрав размеры и определившись с конструкцией, перед началом работ необходимо определиться с потребностью в материалах.

Начинаем сооружать фундамент под будущее крыльцо, для чего:

  • размечаем контур конструкции;
  • готовим траншею глубиной 0.4 – 0.5 м;
  • приямок заполняем подушкой из песка и щебня, тщательно трамбуем каждый слой;
  • укладываем полиэтилен для гидроизоляции.
  • в приямок заливается бетонная смесь;
  • в стене дома устраиваются каналы под арматурные стержни;
  • расстояние между прутьями должно быть не менее десяти сантиметров;
  • забиваются вертикальные прутья, чтобы часть их возвышалась над поверхностью сантиметров на двадцать;
  • готовится раствор из песка, цемента и гравия из расчета 3 к 1 к 3;
  • смесь выливается в приямок и трамбуется;
  • спланированное основание не должно подвергаться воздействиям механического характера до окончательного высыхания.
Читайте также:  Опалубка Пери: что это такое, преимущества использования

Приступаем к сборке опалубочной конструкции. Чтобы подготовить каркас, потребуются доски, листы фанеры и металла. Работа подразумевает следующие действия:

  • заготовки опалубки нарезаются по размерам;
  • на щитах наносится разметка ступенек лестницы, по которой выполняется прирезка;
  • чтобы увеличить жесткость, боковые щиты фиксируются перемычками;
  • опалубка выставляется и крепится к грунту прутками, чтобы не сместилась;
  • устраняются все зазоры и неплотности;
  • внутренняя поверхность опалубочных щитов обрабатывается мастичным составом, что позволит в последующем выполнить распалубку без особых проблем.

Продолжаем разбираться, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками.

Устройство армирующего каркаса повысит надежность бетонного монолита, продлив его эксплуатационный период. При изготовлении ступенек рекомендуется соблюдать определенную последовательность в действиях:

  • арматурные прутья нарезаются на куски, длина которых соответствует входной площадке;
  • связка металлических заготовок выполняется проволокой;
  • для уменьшения объема на место будущего крыльца закладывают строительный бой;
  • готовится бетонная смесь;

  • заливка выполняется постепенно, с нижнего уровня;
  • бетонный раствор трамбуется с помощью глубинного вибратора, чтобы устранить воздушные пузырьки;
  • поверхность разравнивается, проверяется уровнем на отсутствие уклонов;
  • опалубочная конструкция должна быть неподвижной на протяжении полутора – двух недель;
  • периодически поверхность бетона необходимо увлажнять, укрывать полиэтиленом;
  • распалубка проводится после того, как бетон окончательно наберет прочность.

Данной операцией черновые работы завершаются, можно начинать чистовую отделку.

Нюансы выполнения работ

Для приготовления бетонной смеси рекомендуется использовать бетономешалку. Кроме того, понадобится вибратор, чтобы уплотнять раствор.

При выставлении опалубки для заливки крыльца следует соблюдать следующие советы:

  • глубина заливаемого бетоном основания должна быть равной уровню размещения фундаментной подошвы;
  • лестницы должны удачно восприниматься с общим экстерьером объекта, надежно крепиться к стенам;

  • каркас из арматурных прутьев должен отличаться прочностью, охватывать полную площадь бетонирования, располагаться на определенном расстоянии от поверхности;
  • марка бетонного раствора должна в полной мере обеспечивать требуемую прочность конструкции в условиях предстоящей эксплуатации.

Рекомендуемые формы лестниц

В большинстве случаев в загородных домах устанавливают маршевые лестничные конструкции, но порой более удачным вариантом оказываются модели винтовые.

Быстрей всего выполняется монтаж монолитной конструкции, состоящей из нескольких ступенек. Формы лестницы зависят от высоты крыльца и архитектурных особенностей проекта. Винтовые бетонные лестницы отличаются определенными особенностями, по которым одна сторона ступеней направляется к центру оси. Есть варианты, когда у такой линии ступеньки сходятся. Особенности геометрии таковы, что в изготовлении шаблонная опалубка не используется. Для каждой ступени опалубочный элемент готовится отдельно, по соответствующим размерам и формам.

Под устройство боковых панелей применяют листы ламинированной фанеры, толщина которых не менее двух сантиметров. Донная часть закрепляется с помощью прочного основания из металлического материала.

Сложности способны представлять опалубочные конструкции под винтовые лестничные марши. Сооружения многомаршевые облегчают проведение работ тем, что каждая ступенька изготавливается по одному параметру. В данной опалубке имеются вертикальные стенки, которые нужны для заливки подступенков.

При строительстве многомаршевой конструкции потребуется применять промежуточные короба, с использованием которых заливаются поворотные участки.

Под заливку одномаршевой конструкции придется подготовить нужное количество опалубочных ячеек под каждую ступеньку.

Устраивая опалубку под бетонную лестничную конструкцию следует создать качественные упоры у основания, которые будут расположены с интервалом в пятьдесят сантиметров. Так исключится вероятность зависания опалубочной ячейки на последнем уровне.

Заключение

Еще раз следует напомнить о важности ответственности в соблюдении технологических особенностей в процессе подготовительных и монтажных мероприятий. Придерживаясь рекомендательных советов, все работы можно выполняются собственными силами. Это даст возможность экономить финансовые средства и освоить нюансы выполнения всех мероприятий. Важный фактор успеха – использование качественных материалов, грамотное проведение расчетов, соблюдение всех рабочих этапов.

При решении задач по обустройству крыльца необходимо предусмотреть варианты его оформления отделочными материалами.

Как самостоятельно сделать опалубку для лестницы?

Возведение бетонной лестницы своими силами – процесс хоть и достаточно трудоемкий, но вполне выполнимый для любого домовладельца. Результат такого труда может украшать как крыльцо дома, так и находиться внутри самого здания. Первым и самым ответственным этапом в самостоятельном строительстве является монтаж опалубки.

Что такое опалубка для заливки лестницы? Ее основные элементы

Это временная форма, в которую впоследствии поместят арматурную сетку и зальют бетон. Состоит стандартная форма для одномаршевой конструкции, применяемой внутри дома, из следующих частей:

  • Палубы – дна формы, принимающего на себя большую часть давления заливаемого раствора и помещаемого арматурного каркаса.
  • Боковины – боковые стенки. Если лестница примыкает к одной стене, требуется только одна боковина, при проходящей между двух стен – потребность в этом элементе отпадает.
  • Поперечные перегородки (ступени) – связывают две боковины между собой; служат для придания ступеням формы, когда будет залит бетон.
  • Подпорки – прочные бруски сечением 100×100 мм, равномерно расставленные под дно (палубу) для ее укрепления и передачи им части нагрузки от раствора.
  • Арматурная сетка – каркас из сваренных или скрученных мягкой вязальной проволокой длинных прутов арматуры диаметром 12 мм.

Для крыльца дома выбирают цельнозаливаемые, составляющие с его площадкой одно целое лестницы, опалубки которых отличается от описанной выше тем, что не требуют дна, подпорок. Такая конструкция не «висит» в воздухе, а опирается на заранее залитый фундамент. Так как эта форма проще в сборке, в этой статье будет рассматриваться в первую очередь более сложная технология.

Необходимые инструменты и материалы

  • Дисковая пила – для обрезки брусков, досок.
  • Электролобзик – предназначен для вырезания листов обшивки боковин и дна.
  • Ленточная шлифмашинка – применяется для придания прилегающим к бетону поверхностям поперечных перегородок гладкого состояния.
  • Шуруповерт аккумуляторный или сетевой с различными по профилю насадками – незаменим при скреплении саморезами деревянных частей опалубки.
  • Сварочный аппарат – используется для сварки объемного арматурной каркаса.
  • Строительный уровень – для измерения выровненности плоскостей.
  • Длинное правило.
  • Плита OSB толщиной 15 мм.
  • Доска обрезная сухая толщиной 3-4 см, шириной не менее 15 см.
  • Бруски сечением 100×100 или 100×50 мм.
  • Саморезы фосфатированные с редкой резьбой.
  • Нагели по бетону.
  • Арматура с ребристой поверхностью диаметром 12 мм.

Этапы возведения опалубки

1. Составление чертежа и расчет необходимого количества материалов.

Графическим планом, по которому будет устанавливаться опалубка, является схема или же наглядный чертеж. Учитывают следующие стандарты, которые включает в себя типовая технология возведения монолитной лестницы из бетона:

  • Высота ступени должна быть 150-170 мм.
  • Глубина – 290-300 мм.
  • Ширина ступенек – не менее 900 мм, что позволяет по ней не только комфортно ходить, но и при необходимости заносить в дом габаритные вещи.
  • Угол наклона лестницы должен быть не более 45°.

2. Расчет количество ступеней.

После того как схема начерчена, на ее основе приступают к расчетам потребности стройматериалов для обустройства опалубки для лестницы своими руками, учитывая при этом кратность упаковки, длинны того или иного материала – обрезной доски, арматуры, крепежных изделий. Расчетное количество увеличивают на 5-10 % с целью создания страхового фонда на случай попадания допускаемого количества брака, увеличения расхода относительно вычисленного по схеме из-за погрешностей при расчетах.

3. Сборка дна (палубы).

Опалубка должна выдерживать колоссальную нагрузку заливаемого в нее бетона. Основной несущей частью формы является дно или палуба, состоящая из:

  • Двух несущих брусьев сечением 100×100 мм.
  • Обрешетки из обрезной доски толщиной 3-4 см, расположенной между несущими брусьями с шагом 30 см.

Монтаж дна своими руками:

  • Так как в большинстве случаев монолитные лестницы в домах примыкают к одной из несущих стен, на ней при помощи уровня и мела рисуют ступеньки, первый несущий брус закрепляют параллельно линии соединяющей прямые углы между ступенькой и подступенкам следующей ступени.
  • Расстояние, на котором крепят брус параллельно данной линии, определяет несущую способность конструкции и составляет в среднем 10-15 см плюс толщина плиты OSB (15 мм); прежде чем крепить брус (тетиву) к стене, вымеряют расстояние до конечной или промежуточной площадки, замеряют угол, под которым зарезаются концы бруса. Вырезанную под размер тетиву крепят по начерченной линии специальными нагелями по бетону в 3-5 точках.
  • Продолжают наклонный брус параллельно расположенным полу и также закрепленным к стене брусьями межмаршевой площадки или же при одномаршевой лестнице закрепляют на уровне верхней ее точки. В 4-6 местах тетиву подпирают прочно прикрепляемыми к стене брусками.
  • Собирают несущий каркас межмаршевой площадки – две ее стороны крепят нагелями к стене, к ним прикрепляют остальные две при помощи металлических уголков.
  • Под все места соединения брусьев верхней площадки ставят подпорки.
  • Параллельно первому на расстоянии, равном ширине марша, выставляют второй несущий брус.
  • Крепят его к верхней площадке при помощи металлического уголка и саморезов.
  • Между наклонными брусьями монтируют обрешетку – доски, ее составляющие, крепят к наращённым на внутренней стороне несущих брусьев мелким планкам таким образом, чтобы верхняя поверхность брусьев и досок обрешетки находились строго в одной плоскости.
  • Полученный каркас дна опалубки зашивают плитами OSB, швы герметизируют строительной пеной.
  • Под середину палубы ставят ряд подпорок, которые на уровне пола скрепляют доской.
  • В стене на уровне двух сантиметров над поверхностью дна сверлится ряд отверстий с шагом 200 мм, в них вставляют пруты арматуры, под каждый прут делают подкладку из дощечки или бруска соответствующей толщины.
  • К боковому несущему брусу пришивают вырезанную из плиты OSB боковую стенку.

4. Монтаж каркаса из арматуры.

Внутри пространства между боковинами к вставленным в стену арматуре внахлест приваривают длинные пруты, чтобы получить каркас с ячейкой 200×200 мм. Такой шаг необходимо делать, для того чтобы, когда в опалубку будет заливаться бетон, это расстояние позволит его массе беспрепятственно проходить до самого дна, заполняя тем самым всю форму.

Установка ступенек (поперечных перегородок):

  • Для ступенек применяют обрезную доску толщиной 4 см. Ширину при необходимости увеличивают за счет наращивания планками.
  • Крепят их между боковиной опалубки и стеной по линии подступенек при помощи саморезов и металлических уголков.
  • Начинают установку с нижней ступеньки, следующую крепят, отмеряя угольником заданную схемой глубину ступеньки, проверяя каждую уровнем на выровненность по вертикали и горизонтали.
  • Перед креплением все поперечные перегородки тщательно шлифуют – при заливке и застывании бетон будет с ними соприкасаться и от того, насколько их поверхность гладкая, зависит, сложно ли будет их облицовывать в дальнейшем.
  • После установки всех ступенек при помощи длинного правила или ровной доски проверяют, лежат ли все вершины ступенек в одной плоскости.

5. Контроль герметичности и прочности.

Такая технология монтажа завершается визуальным осмотром всей конструкции на предмет плотности соединения всех элементов и при надобности подпениванием щелей и зазоров, через которые может при заливке вытекать бетон. Прочность готовой формы проверяют, становясь на отдельные ее участки – собранная таким образом форма должна выдержать вес от 60 до 80 кг на 1 м 2 .

Особенности устройства опалубки для заливки монолитного бетонного крыльца

Крыльцо требует хоть менее сложной, но все же надежной формы. Перед созданием этой конструкции по контуру необходимо сделать прочный ленточный фундамент. Собирается только из боковин – дощатых, реже фанерных щитов, подпираемых с боков. Внутрь засыпается песчано-гравийная смесь, щебень, бут.

Щиты надежно фиксируются подпорками. При недостаточном укреплении боковин при заливке раствора происходит их смещение и образование щелей – ступеньки для крыльца в такой ситуации будут создавать неровную поверхность, что увеличит затраты на их доводку и сделает затруднительной облицовку. Очень часто для дополнительного укрепления доски или фанеру щитов в углах скрепляют металлическими уголками; вышедшие с обратной стороны щитов острия саморезов обрезают.

Опалубка для строительства крыльца армируется прутом диаметром 12 мм. Сетку делают с ячейкой 200×200 мм. Арматура не связывается с фундаментом здания в случае, если монтаж каркаса и заливка производятся спустя достаточно долгое время после возведения дома – это позволит избежать при неизбежной усадке крыльца разрушения фундамента основной постройки.

При выполнении всех операций крыльцо из бетона получается качественным и требующим минимальных отделочных работ.

Несколько полезных советов

При возведении любого из вида лестниц понадобится опалубка. Важными учитываемыми при устройстве этой конструкции кроме всего описанного выше являются следующие моменты:

  • Все деревянные составляющие обрабатывают специальными лаками или же закрепляют на их поверхности полиэтиленовую пленку – это исключит их коробление при высыхании раствора.
  • Все элементы в обязательном порядке должна быть скреплены именно саморезами, так как при снятии формы, закрепленной гвоздями, необходимо прилагать большое усилие, что может привести к повреждению еще не набравшего проектную прочность бетона.
  • Угол уклона при проектировании не делают больше 45 0 , глубина и высота ступеньки – более 27-30 см и 15-17 см соответственно: при очень крутой лестнице и очень высоких и глубоких ступенях подъем будет весьма затруднительным. Но в то же самое время при низкой ступени возникнет эффект «семенения», при котором человек, поднимаясь, будет коротко и часто шагать, такое перемещение достаточно неудобное.

Крыльцо из бетона – как сделать от А до Я

Крыльцо – обязательный архитектурный элемент частного или дачного дома, который можно обустроить своими силами. В этом плане у застройщика есть выбор между строительством крыльца из недолговечного дерева, подверженного коррозии металла или пластичного, недорогого, прочного и долговечного бетона.

  • Крыльцо из бетона – с чего начать строительство?
  • Основные этапы строительства фундамента под крыльцо
  • Установка опалубки под крыльцо
  • Заливка бетоном
  • Чем отделать крыльцо из бетона
  • Заключение

Крыльцо из бетона является самым предпочтительным вариантом при всех прочих равных условиях: практичности, эстетической привлекательности, прочности, невысокой стоимости и долговечности. Все перечисленные факторы будут соответствовать действительности при соблюдении ряда особенностей строительства крыльца из бетона, о которых пойдет речь в этой публикации.

Крыльцо из бетона – с чего начать строительство?

Как уже было сказано бетонное крыльцо может построить любой домашний мастер «с руками». Для этого потребуется минимум вспомогательных материалов и минимум универсального инструмента. В то же время несоблюдение или незнание технологии строительства сооружения может привести к следующим системным «неприятностям»:

  • Растрескивание и разрушения стены здания, связанной с крыльцом.
  • Разрушение чистовой отделки сооружения вследствие проседания или сезонного движения конструкции.
  • Проседание и перекос крыльца по отношению к основанию дома.
Читайте также:  Гидроизоляция монолитной плиты фундамента: виды и способы

Чтобы этого не случилось и ваше крыльцо для частного дома из бетона, изготовленное своими силами служило «верой и правдой» долгие, долгие десятилетия, придерживайтесь простых и понятных правил, а также ни в коем случае не экономьте на материалах.

Устройство крыльца из бетона начинается с создания проекта. Проще всего «перешерстить» интернет и найти готовый проект. Если походящего варианта не нашлось, можно набросать эскиз крыльца самостоятельно, руководствуюсь следующими параметрами:

  • Глубина фундамента под крыльцо соответствует глубине фундамента дома. Габариты фундамента (ширина и длина) на 200-250 мм больше чем габариты крыльца.
  • Высота подушки из гравия и песка на дне котлована 200-300 мм.
  • Ширина лестницы не менее 1 метра. Оптимальная ширина составляет 1,5 метра. Максимальные габариты не ограничены.
  • Угол наклона лестницы по отношении к уровню почвы не 45 градусов, а в идеале 30-35 градусов.
  • Ширина ступеньки 230-280 мм.
  • Высота ступени 170-200 мм.
  • Плоскость крыльца должна быть расположена ниже нижнего среза двери на 50 мм.

Если не получается «вписать» конструкцию в указанные размеры можно «играть « углом наклона, высотой и шириной лестницы в пределах 50-70 мм относительно указанных параметров.

Строительство крыльца из бетона своими руками предусматривает отрыв котлована под фундамент и заливку конструкции бетоном. При этом материал для заливки фундамента принимается – тяжелый бетон марки М200.

Существует ряд мнений по поводу типа фундамента под крыльцо. Одни источники сообщают, что оптимальным способом является строительство ленточного фундамента, другие утверждают, что лучший вариант – обустройство свайной конструкции. Самым простым и в то же время самым надежным является монолитный фундамент, залитый на глубину основания здания.

Основные этапы строительства фундамента под крыльцо

  • Очистка площадки от посторонних предметов. Разметка габаритов котлована. Длину и ширину котлована принимают как длина крыльца+200 мм и ширина крыльца + 200мм. Глубина котлована соответствует глубине фундамента дома.
  • Отрыв котлована. Отсыпка подушки: 100 мм мелкого щебня и 100 мм песка. Трамбовка подушки.
  • Укладка гидроизоляции – рубероида или полиэтиленовой пленки.
  • Обустройство опалубки. Из досок шириной 100 мм и толщиной 25 мм сбивается четырёхугольный каркас и устанавливается по внешнему периметру котлована.
  • Заливка фундамента бетоном. Лучший вариант – заказать готовый бетонный раствор М200 и одномоментно залить прочный и долговечный фундамент. Если строитель хочет сэкономить, то необходимое количество бетона можно получить своими силами. В этом случае следует придерживаться пропорций (кг): 1 часть портландцемента ЦЕМ I 32,5Н ПЦ (М400), 3 части песка, 4,5 части щебня, 0,7 части воды.
  • Горизонтальность верхней поверхности фундамента панируют, используя строительный уровень. Укрывают полиэтиленовой пленкой и оставляют схватываться на 72 часа с момента заливки последней порции бетона.
  • Демонтаж опалубки.

Установка опалубки под крыльцо

Установка опалубки для крыльца из бетона, является следующим этапом строительства. Монтаж опалубки очень важный этап. Для его реализации потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Строганые обрезные доски толщиной не менее 25 мм или ламинированная фанера толщиной не менее 12 мм.
  • Деревянные бруски сечением 50х50 мм.
  • Саморезы по дереву.
  • Полиэтиленовая пленка.
  • Ножовка, отвертка, молоток, строительный уровень.

В общем случае установка опалубки заключается в изготовлении двух боковых щитов, контур которых повторяет размеры и конфигурацию лестницы. Далее щиты соединяются между собой при помощи саморезов досками или щитами, длина которых соответствует длине ступеней, а ширина высоте подступенка.

При этом поверхность проступей остается открытой для армирования и заливки бетона. Для прочности, полученная конструкция обвязывается по наружному периметру деревянными брусьями, а будущие ступеньки для крыльца из бетона армируются стальной проволокой диаметром от 6 мм или строительной арматурой соответствующего диаметра.

Заливка бетоном

Следующий этап – заливка крыльца бетоном. Используется все тот же тяжелый бетон марки М200, готовый или произведенный своими руками. Здесь стоит заметить, что покупка готового бетона на заводе в пересчете на стоимость материалов для самостоятельного приготовления бетона данной марки, обойдется в два раза дороже.

Поэтому если читатель этой статьи хочет сэкономить значительную сумму при всех прочих равных условиях, есть смысл необходимый объем строительного материала замесить самостоятельно, используя механический бетоносмеситель или обычный лист железа.

Лестница на крыльцо из бетона заливается поэтапно, начиная с нижней и оканчивая верхней ступенькой. Что необходимо соблюдать при заливке?

Во-первых, следует обеспечить небольшой уклон поверхности ступеней для удаления влаги. Во-вторых, обязательно проводить штыкование или вибрирование. В-третьих, если не планируется финишная отделка, следует сделать качественное железнение ступеней, во избежание разращения от атмосферных факторов.

Залитую конструкцию укрывают полиэтиленовой пленкой и оставляют набирать прочность минимум на 72 часа. Через 72 часа опалубку аккуратно разбирают и приступают к финишной отделке.

Чем отделать крыльцо из бетона

Это вопрос предпочтений и финансовых возможностей застройщика. Можно сразу после заливки зажелезнить все поверхности и оставить «так как есть», побелить или покрасить.

Можно отделать конструкцию специальной керамической плиткой или керамогранитом, предназначенной для эксплуатации на открытом воздухе. Можно окрасить специальными составами или покрыть крыльцо дизайнерской мозаикой, отделать ценным деревом или художественной ковкой.

Заключение

Подводя итог нашему подробному рассказу как сделать крыльцо из бетона своими руками, стоит акцентировать внимание застройщиков на следующих принципиальных моментах вопроса как сделать крыльцо из бетона.

Ряд источников рекомендуют связывать конструкцию крыльца с фундаментом здания арматурным поясом. Практика эксплуатации подобных сооружений показывает, что это заблуждение чреватое разрушением крыльца. Масса дома и масса крыльца существенно различаются.

В период зимнего «пучения» грунта конструкции дома и крыльца имея разные по величине линейные перемещения, входят в «противоречие». Это становится причиной растрескивания и последующего разрушения.

В связи с этим профессиональные строители частных домов настоятельно рекомендуют не связывать арматурным поясом крыльцо с фундаментом и стенами дома, как это рекомендуют некоторые безответственные источники интернета.

Как сделать опалубку для бетонной лестницы своими руками — пошаговая инструкция

При возведении загородных домов или дач многие люди отдают предпочтение проектам с несколькими уровнями. Они предусматривают наличие межэтажного прохода, в качестве которого используется лестница. С целью укрепления такой конструкции обустраивается опалубка для бетонной лестницы своими руками.

Виды опалубки

Существует несколько видов лестничных опалубок:

  1. Передвижная. Предусматривает многоразовую эксплуатацию стандартных форм для отливки бетона и задействуется для установки лестниц в загородных домах с типовым проектированием.
  2. С пленочным перекрытием. Представляет собой универсальное изделие с ПВХ-покрытием. Ее можно подстраивать под количество ступеней.
  3. Дощатая. Такой вариант эффективен при реализации индивидуальных проектов, поскольку он разрешает менять размеры пролета, ширину и прочие характеристики конструкции.

Общая конструкция

Начиная возведение опалубки для лестницы из бетона своими руками, важно составить ряд расчетов, подготовить ряд материалов и сопутствующих подручных средств, а также ознакомиться с конструктивными особенностями такого сооружения.

Если междуэтажных переход будет зафиксирован в пролете со стеной или между двумя стенами, разметку выполняют на поверхности. Рекомендуется наносить ее с помощью толстого маркера, обращая внимание на предварительно натянутую бечевку. Это позволит избежать ошибок и неточностей.

Для сборки опалубки принято использовать доски и фанеру с выделением каждой ступени. Чтобы улучшить прочностные свойства конструкции, по длине пролета размещают подпорные брусья. Их сечение равно 100х100 мм. Для монтажа элементов из дерева используются саморезы и профилированные крепежные изделия. Процедура армирования выполняется после закрепления деревянного основания.

Устройство своими руками

Чтобы самостоятельно разработать и установить опалубку, необходимо иметь некоторые навыки в выполнении плотницких и бетонных действий. Еще важно грамотно выполнить расчеты и подготовить материалы, чтобы получить крепкую и красивую конструкцию.

Необходимые материалы и инструменты

Для реализации проекта опалубки следует позаботиться о таких материалах:

  1. Обрезная доска толщиной 30-40 мм.
  2. Фанера толщиной 20 мм.
  3. Ребристая арматура. Ее сечение может варьироваться от 10 до 16 мм.
  4. Брус с сечением 100х100 мм.
  5. Саморезы для древесины.

Еще необходимо найти ряд инструментов, в числе которых:

  1. Строительный отвес и уровень.
  2. Пила или ножовка.
  3. Шуруповерт.
  4. Молоток.

Расчеты

При выборе наклона пролета следует придерживаться значения 30 градусов. Это по-особому важно при организации входной лестницы или крыльца. С целью экономии свободной площади внутри дома допускается отклонение до 40-45 градусов. Если нужно обустроить лестницу в мансардное помещение или подвал, разрешается использование более крутого спуска.

В зависимости от выбранного наклона определяется число ступенек. Их высота составляет 100-200 мм, а ширина — не меньше 200 мм.

Число ступенек определяется по простой формуле: высота подъема делится на высоту ступени. При желании нанести отделывающий слой понадобится обратить внимание на толщину клеевой основы и материала отделки.

Изготовление и сборка

Руководствуясь составленными расчетами, можно переходить к основным этапам монтажа опалубки для железобетонной лестницы. В первую очередь следует подготовить дощатый каркас опалубки, боковые ограничители и ребра жесткости. Нижнюю часть конструкции выстилают фанерой.

Используя бруски, доски и фанеры, а также специальный трафарет, можно начинать вырезание формы ступеней. Для соединения всех деталей применяют саморезы. С их помощью будет удобно демонтировать конструкцию. Чтобы достичь лучшей прочности крепления, рекомендуется воспользоваться металлическими уголками.

Армирование

Чтобы усилить конструкцию марша лестницы, важно предусмотреть наличие хорошего армирования. На основе ребристого прута с помощью сварочного оборудования делается сетка. Ее принято размещать на высоте 2-3 см выше опалубки по длине пролета. Для этой цели применяются вставки из пластика или загибаются края прутов.

По возможности арматурные пруты стоит соединить с закладными деталями или поместить в отверстия. Нельзя перегружать вес опалубки тяжелой арматурой, в частном строительстве можно обойтись без металлического каркаса.

Порядок бетонирования

На всех этапах бетонирования необходимо следить за соответствием горизонтальных конструкций вертикальным. Первые проверяются с помощью строительного уровня, а вторые — с помощью отвеса. Дальше необходимо установить арматурные сетки и каркасы, соблюдая наличие защитного слоя.

В выбранных точках с каркасом соединяются закладные детали, они будут использоваться для крепления балясин или стоек. Чтобы подготовить бетонную смесь, нужно применить такие компоненты:

  1. Песок без глины.
  2. Щебень.

Для заливки марша лестницы бетоном используется один проем. Саму процедуру выполняют по направлению снизу вверх, медленно заполняя опалубку подготовленным раствором. Чтобы смесь была достаточно вязкой, а прочностные свойства конструкции высокими, ее разбавляют щебнем.

Для предотвращения образования пустот в процессе бетонирования задействуется вибрационное оборудование. По завершении заливки слой разглаживается и выравнивается.

Чтобы избежать засыхания или растрескивания внешней поверхности, пока она не получит оптимальную степень прочности, монолит укрывается ПВХ-пленкой, дающей равномерное затвердевание раствора.

Если в качестве крепежных элементов использовались саморезы и уголки, демонтаж будет выполняться проще, чем в случае с гвоздями.

Устройство опалубки для винтовой лестницы

Чтобы самостоятельно обустроить опалубку для винтовой лестницы, необходимо поэтапно сооружать каждый элемент. Забежные ступеньки создаются на основе специально обработанной фанеры. Из материала выпиливаются трапециевидные элементы с оптимальной шириной и углом поворота.

Боковую поверхность изготовляют из досок и фанеры. Чтобы улучшить устойчивость сооружения, под основание заводится брус с размерами 100х100 мм. Между каждым элементом выдерживается расстояние 40-60 см.

Снимать опалубку можно только после затвердевания бетонной смеси. В большинстве случаев этот процесс занимает не больше месяца. Обустройство перил подразумевает наличие монтажных отверстий на ступеньках или закладных элементах.

Устройство опалубки для маршевой лестницы

Для монтажа опалубки под маршевую лестницу необходимо придерживаться следующей инструкции:

  1. Для начала нужно определить число ступеней, руководствуясь такими показателями, как вес бетона, высота подъема и свободное место под лестничную конструкцию.
  2. Создать боковые поверхности. Они основываются на двух досках шириной 200 мм. На их поверхности с помощью маркера выбирается ширина и высота ступеней.
  3. Используя поперечные крепежные элементы, следует закрепить боковые доски.
  4. С помощью брусков, досок и фанеры делается основание под будущую лестницу и форма ступенек. Для соединения таких элементов берутся саморезы и профилированный крепеж. Ступени фиксируются с помощью продольной планки через середину. В процессе бетонирования эта планка может создать некоторые проблемы, однако усиленная фиксация позволит получить одинаковые по размеру ступени.
  5. С целью укрепления конструкции используются стойки из бруса. Они крепятся посредством поперечных и продольных связей. Их расположение регулируется с помощью уровня или отвеса. Чтобы достичь вертикального положения подпорок арматуры, следует применить проволоку или сварочный аппарат.
  6. Заливка начинается с первой нижней ступени с постепенным переходом к верхним элементам. Когда форма будет заполнена бетонной смесью, ее нужно обработать вибратором для удаления образованных пробок воздуха. Покрытие заглаживается с помощью кельмы.
  7. Завершив процесс бетонирования, всю конструкцию укрывают полиэтиленовой пленкой для равномерного вставания раствора.
  8. Опалубку разрешается демонтировать только после набора прочности бетоном.
  9. Демонтировав элементы из дерева, нужно выполнить зачистку бетонных поверхностей шлифовальным кругом.

Существует большое количество проектов опалубки для бетонных лестничных конструкций. Одним из самых популярных вариантов является монолитное крыльцо, которое задействуется при организации входной группы.

Подобный элемент не боится коррозийных процессов и гниения, обладает большим сроком службы и поддается любым способам отделки. Да и изготовить его своими руками достаточно просто. Главное — грамотно составить расчеты и соблюдать пошаговую последовательность действий.

Оцените статью
Добавить комментарий